Тарифы на грузоперевозки: что год текущий нам готовит?

Современный рынок автомобильных грузоперевозок постепенно отходит от периода обрушения ставок, который еще недавно заставил перевозчиков изрядно поволноваться. Но и о возвращении к докризисным ставкам говорить пока еще преждевременно.

Кирилл Латинский, коммерческий директор крупной логистической компании, дал комментарии касательно данного вопроса и поделился своим видением развития ситуации в ближайшем будущем.

Грузоперевозки по России

— Ж (журналист): Как вы считаете, если сегодня ставки будут понижены, как эта ситуация скажется на перевозчиках?

— К (Кирилл Латинский): Если допустить снижение даже в пределах 10%, однозначно для автомобильных перевозчиков настанут тяжелые времена.

— Ж: Еще в прошлом году мы наблюдали как рост, так и снижение ставок на перевозки. А можете обозначить какой-то отдельный вид грузов, которые всегда актуальны? Строительные грузы, нефтепродукты или, может быть, сельхозпродукция?

— К: Здесь следует делать акцент не на типе груза, а на том, какой вид транспорта используется при транспортировке. По России тарифы, по большей части, едины. Но нужно смотреть, потребуется ли вам стандартный тент, рефрижератор, а может это будет и вариант негабарита с возможностью перевезти от двадцати тонн и выше.

Если говорить про международные рейсы, то здесь лидирует запрос на автопоезда 20-тонники. Чаще всего это тягач с колесной формулой 4Х2 и полуприцеп-тент (90 куб.м.). И если мы возьмем статистику годовой давности за первые два месяца и сравним показатели с январем-февралем текущего года, то разница будет составлять 11 тыс. рублей. Это довольно популярный маршрут из г. Тула в г. Санкт-Петербург: 64000 руб. – цена в 2022 году, 75000 – в 2023 г.

-Ж: А почему для сравнения берутся только эти 2 месяца?

— К: Дело в том, что уже в первый весенний месяц прошлого года все тарифы обрушились, в некоторых секторах падение достигало до 45 процентов. Самый тяжелый месяц – это май. Уже к лету можно было говорить о каком-то начале восстановления и лишь к осени ситуация выровнялась, по сравнению с докризисным уровнем. Ну а уже далее отмечался только рост тарифов.

— Ж: Установление определенных тарифов — это ответственность перевозчиков или владельцев груза?

— К: Ну если брать в расчёт настоящий момент, то определенно перевозчики.

— Ж: Получается, грузовладельцы рискуют больше? Или все же автоперевозчики?

— К: Конечно же наибольший риск у перевозчиков. Смотрите, весь транспорт приобретается по лизинговой программе на средний срок в 5-7 лет. А аналитики пока не готовы давать даже точных краткосрочных прогнозов, не говоря уже о расчёте ставок и общих тенденций на несколько лет вперед.

Сегодня существует прямая зависимость ценообразования тарифов от текущих рыночных цен и понятие «рентабельность» пока еще никто не отменял. Также не забывайте про то, что мало приобрести грузовой автомобиль, ему потребуется регулярное обслуживание и расходы на ГСМ. Поэтому даже за 10-процентным снижением тарифов последуют убытки перевозчика.

Если мы возьмем весну-лето 2022 года, то в этот период фиксировалось значительное снижение грузопотока. Перевозчики были вынуждены снижать тарифы, что привело к миллионным убыткам большинства транспортных компаний.

Для более понятного сравнения можно взять самое актуальное направление: Санкт-Петербург – Москва. Так, в первые два месяца прошлого года грузы из северной столицы возили в Москву за 37000 рублей., но уже к апрелю-июню эта цифра упала до 20000 рублей.

Традиционные изменения в зависимости от сезона происходят и на южном направлении. Когда нужно вывозить урожай на продажу, отмечается рост тарифов, а в обратном направлении, наоборот, тарифы уменьшаются. Но как только сезон подходит к концу, ситуация меняется ровно в противоположную сторону.

— Ж: Как вы могли бы объяснить неравномерное распределение динамики тарифов на автомобильные перевозки?

— К: Причина здесь в неравномерном грузопотоке по российской территории, есть регионы более развитые, есть – отстающие. Конечно же, немаловажную роль играет и распределение населения по субъектам РФ. Бывает и влияние косвенных факторов, например, местный портовый товарооборот оказывает свое влияние на поток грузов из Петербурга в другие регионы.

— Ж: Можно ли сегодня дать какие-либо прогнозы относительно ставок на 2023 год?

— К: Очень сложный вопрос. Есть такое мнение, что очередные санкционные меры со стороны Запада не дадут должной свободы для экономического развития России. В итоге, и масштабы производства, и спрос со стороны клиентов пойдет на спад. Логичным продолжением этой тенденции станет снижение грузопотока и, как следствие, обвал тарифов.

Если мы посмотрим на другие страны, например, Корея, Иран и др., то за несколько лет под санкциями их экономика показала спад на десятки процентов.

Но есть и альтернативная точка зрения. Она относится к текущей работе Центробанка, Правительства России, а также регулярной поддержке со стороны КНР в области технологий. Да, такая опора для экономики страны обходится государству весьма недешево. Опять же, как долго она сможет продолжаться – не может сказать сегодня никто. Но в настоящее время тарифы на грузоперевозки имеют довольно высокие показатели.

Ссылка на основную публикацию