ТОНАР 99871 — первый в России полуприцеп-стекловоз

Полуприцеп-четырехосник, весом в 41 тонну, способный перевозить листовое стекло: именно такую новинку представил еще осенью машиностроительный завод «Тонар».

Первая заводская проба пера в создании техники для транспортировки панелей и стекла была сделана еще девять лет назад в Орехово-Зуевском районе Московской области на предприятии «Тонар» (дер. Губино).

Вспоминает генеральный директор завода «Тонар» Д.Ю. Кривцов: «В то время мы работали над моделью панелевоза «Тонар-9987». Она комплектовалась трехосным германским шасси с т.н. независимой подвеской одиночного колеса «Tridec».

Это значит, что между колесами отсутствует осевая балка, крепление колеса идет к раме полуприцепа по отдельности, что дает больше внутреннего пространства для размещения груза. Задумка, конечно, хорошая, только вот как показала практика, совершенно неподходящая для российских дорог. При прохождении испытаний возник ряд поломок, которые мы пытались устранить с нашими германскими коллегами, но тщетно. Так и решили отложить этот проект до лучших времен».

Тонар-стекловоз 99871
Обратите внимание, в какую сторону открывается дверь

После того как на импортируемую технику был введен утилизационной сбор, популярность российских стекловозов в 3-4 оси возросла в разы. И надо было срочно закрывать данную потребность. Особенно ситуация обострилась с началом спецоперации в феврале 2022 года.

Одна за другой из России стали уходить европейские компании и вскоре отечественные перевозчики остались без уже привычных марок «Faymonville», «Langendorf», «Orthaus» и др. К слову, один полуприцеп-стекловоз сегодня способен заменить порядка пяти машин старого образца (с хребтовой рамой, идущей по центру грузовой платформы).

Специальные гидроцилиндры ТОНАРа 99871
Регулировка высоты возможна с помощью специальных гидроцилиндров

Все дело в том, что современный «inloader», полуприцеп, позволяющий перевозить листовое стекло, обладает функцией легкой погрузки и выгрузки товара. Весь процесс займет до нескольких минут и водитель с этой задачей сможет справиться без посторонней помощи, не отрывая от работы других специалистов.

Внутри полуприцепа-стекловоза ТОНАР-99871

Блок управления гидроцилиндрами
Так выглядит блок управления гидроцилиндрами

Блок управления гидроцилиндрами

Новый «Тонар 99871» был разработан конструкторами П. Жмулиным и Степаненко. Его индекс это, по сути, старый номер, к которому добавили единицу. Только вот тот давнишний образец и сегодняшняя новинка — совершенно две разные истории. В «Тонар 99871» поменялась длина самого транспортного средства, уменьшилась снаряженная масса, добавилась дополнительная ось и увеличилась грузоподъемность.

Модель « Тонар 9987» Модель «Тонар 99871»
Грузоподъемность 24-34 тонны 31,5 тонн
Снаряженная масса 11 тонн 9,5 тонн
Длина ТС 13,5 метров 11,38 метров
Количество осей 3 4

Стекловоз Тонар-99871

Но самый важный момент заключается в том, что новинка вполне может обходиться без европейских запчастей и деталей. В качестве образца был взят стекловоз «Faymonville» производства Бельгии. Он был несколько доработан, модернизирован, даже пришлось отказаться от нескольких клапанов. В итоге снаряженная масса нового стекловоза-четырехосника составила 9,5 тонны. А 3-осная модель предположительно будет достигать 8,5 тонны.

Уже сегодня разработана программа обкатки полуприцепа, как в пустом, так и в загруженном состоянии. Далее опытный образец поступит на правах аренды в транспортную компанию. Минимальный срок аренды составит полгода. И только после проведения всех необходимых испытаний и тестов, машина будет готова для выпуска в серию.

Тонар-стекловоз 99871
На фото – модель 4-осная. Также ожидается выпуск варианта с 3 осями.

Стекловоз Тонар-99871

При сборке «Тонар 99871» говорить о каком-либо революционном решении или конструктивном прорыве не приходится. Осевых балок как не было, так и нет. Колеса оборудованы независимой пневматической подвеской и 31, 5 см дорожного просвета.

На 1 и 4 осях колеса сделали подъемными с ручной фиксацией. Причем в серию пойдет лишь вариант с первой поднимающейся осью. Четвертая подъемная ось будет идти опционно. А вот от присутствия электронной начинки было решено отказаться. Дело в том, что еще при проектировании «Тонар 9987» такой вариант прорабатывался. Однако суровые климатические условия (температурный разбег, грязь, влажность) плюс плохое состояние российских дорог очень быстро показали несостоятельность подобной системы.

Ручная юлокировка 1 и 4 колес ТОНАРА 99871
Поднятое положение 1 и 4 колес, блокировка в ручном режиме
Алюминиевая противоподкатная защита ТОНАРа 99871
Алюминиевая противоподкатная защита ТОНАРа 99871

Рычажная подвеска фиксирует каждое колесо на «П»- образной раме. Шесть колесных модулей закрепляются по отдельности, это высвобождает дополнительное пространство внутри полуприцепа и позволяет разместить еще больше груза.
Располагается он на сменных поддонах, которые активно используются в формате тары для возврата.

Задняя часть ТОНАРА 99871

Сам поддон внутри полуприцепа зафиксирован специальными пазами, что не позволяет грузу случайно опрокинуться в момент движения. Дополнительно груз закрепляют с помощью гидравлических зажимов, что исключает его смещение в пути.

Алюминиевые диски дополнены шинами китайского производства «Ovation VI-022». Индекс 385/65 R22,5, 160, где: 385 — ширина шины в мм, 65-отношение высоты шины к ее ширине в %, R 22,5- диаметр в дюймах. 160- индекс максимальной нагрузки на одну шину в килограммах. В данном случае это число доходит до 4,5 тонны. Максимальная скорость — до 110 км/час (индекс скорости «К»).

Стекловоз Тонар-99871

Для возможной работы с 2-3-осными российскими и зарубежными тягачами, которые имеют седельно-сцепное устройство разной высоты, была предусмотрена опорная плита на двух гидроцилиндрах, которая может быть отрегулирована по высоте от 1,1 до 1, 25 метров.

Технические параметры «Тонар 99871»:
Длина-ширина-высота: 11,38 Х 2,5 Х 3,9 (м);
Масса перевозимого груза: 31,5 тонны;
Снаряженная масса: 9,5 тонны;
Нагрузка на ССУ: 10 тонн
Расстояние между осями: 1,4 м.;
Шины: 385/65 R 22.5;
Дорожный просвет: 31,5 см;
Конкурирующие марки: «Faymonville», «Langendorf».

В заключение статьи предлагаем вашему вниманию небольшой видеообзор первого российского стекловоза Тонар 99871.

Ссылка на основную публикацию