Трудовые будни Алтайских грузоперевозок

Содержание

Введенные со стороны западных стран экономические ограничения добавили затруднений российским перевозчикам. Цены на самые разнообразные материалы взлетели вверх, многие контракты оказались в подвешенном состоянии.

Таможня не пропускала отдельные группы товаров, в результате чего отечественные и зарубежные грузы застряли на приграничных территориях.  И это еще далеко не конец истории. Есть ли шанс в ближайшее время наладить обстановку в сфере автоперевозок? Будем разбираться.

Грузоперевозки на Алтае

Цены скачут вверх

Председатель общественного Совета Алтайского края при Минтрансе, А.В.Паженцев отметил резкий рост цен практически на все позиции.

«У компаний пошатнулась рентабельность. ГСМ, запчасти, все подорожало. Например, сегодня заключаем договор на определенную стоимость, пока грузовой автотранспорт в пути – цены еще возрастают, а уже к концу перевозки может оказаться и так, что трудишься на невыгодных для себя условиях. Иной раз получается даже в убыток»- поделился А.В.Паженцев.

Выросли цены и на сам грузовой автотранспорт. Еще до начала российской спецоперации на территории Украины, было оформлено большое число предварительных контрактов, которые сейчас оказались в замороженном состоянии.

Грузовые автомобили уже должны были быть переданы покупателям, но этого  до сих пор не произошло. А между тем, цены стремятся все выше и выше. И может оказаться так, что когда грузовики, наконец-то, доедут до своих покупателей, их цена окажется непомерно высокой, и окупаемость «железного коня» будет под вопросом.

На данный момент вопросов, чем ответов. Зарубежные партнеры пока приостановили работу и нет понимания, как надолго. Отдельные компании еще производят отгрузку товаров, но сколько еще продлится такая работа, сказать сложно.

Незадолго до санкций в сегменте автомобильных грузоперевозок добавились компании, которые доставляли грузы из европейских стран. И транспортный рынок РФ может оказаться перенасыщенным по числу грузовиков. По всей видимости, следует подождать стабилизации рынка и не предпринимать резких действий.

Депутат городской Думы г.Барнаул, А.Ю. Скосырский полагает, что быстрые действия не решат всех проблем. Положение в стране поменялось и аналитики делают осторожные  прогнозы лишь на ближайшее время, не рассматривая долгосрочные перспективы.

Кроме того, нужно разбираться, насколько оправдан рост цен в каждой отдельной группе. Не секрет, что многие наценки создаются искусственно и порой превышают все мыслимые пределы.

Таможня, открывай окно! Груз пришел.

Помимо общего удорожания всех товаров, затруднения возникают и с их доставкой. Индивидуальный предприниматель с Алтая С.Якимец трудится в сфере международных транспортировок оборудования и автомобильных запчастей. Он рассказал, с какими сложностями сталкивался при прохождении таможенного поста.

МАПП «Забайкальск», международный автомобильный грузовой пункт, откуда грузы поступают и уходят в сторону Китая. По словам предпринимателя на границе грузовые автомобили выстраиваются в бесконечную очередь, стоять в которой можно неделями. И в этом, в первую очередь, вина самих чиновников.

«Статистику собирают, бумаги пишут, но никто ответственности не несет»  — справедливо возмущается С.Якимец.

«И ведь все оборудовано, но по какой-то причине из сорока окон работают лишь два. Отсюда и пропускная способность сокращена в несколько раз. Наладьте работу в режиме 24/7, если не хватает людей  то берите чиновников, у нас их много. Пусть они потрудятся на благо транспортной отрасли. И существующие проблемы мгновенно исчезнут» – считает предприниматель.

Помимо очередей на таможне, у большинства предпринимателей возникли сложности с оплатой уже заказанных товаров. По причине ограничений и санкций серьёзно просела и банковская система.

И сегодня отправка денег в Китай – миссия практически невыполнима. Конечно, многие сразу задумались о поиске обходных путей, возможностях использовать сторонние банки, но ведь на общую ситуацию такие действия едва ли смогут серьёзно повлиять.

Убыточный бизнес

Кроме высоких цен, затруднений в логистике и пробок  на таможне, еще одна существенная проблема это сертификация. А.С.Кудашев, бизнесмен из г. Барнаул, напрямую столкнулся с этим препятствием и пояснил, что сейчас на вывоз оборудования требуются сертификаты о происхождении груза.

Выдает их торгово- промышленная палата, но делает это настолько неспешно, что быстрее будет оформить документ на платной основе. Не хотите платить? Тогда ожидание может затянуться на несколько дней.

Грузоперевозки на Алтае

«Эти ограничения затронули даже  Казахстан и республику Беларусь. Есть готовое изделие, а вывезти  не можем. Возьмите, к примеру, завод,  который производит промышленные краны. И начинается: для вывоза из России нужен сертификат и для ввоза в другую страну тоже, будьте добры, оформите соответствующий документ. В такой ситуации только торгово-промышленной палате хорошо: сидят и зарабатывают. Надо, чтоб государство вмешалось» – рассуждает А.С. Кудашев.

Но если с оборудованием еще можно подождать, то для автомобильных перевозчиков скоропортящихся продуктов, фермеров подобное положение дел может привести к катастрофе.

Даже при наличии самого современного оборудования срок доставки и реализации подобной продукции очень ограничен. И дополнительная трата времени на бумажную волокиту лишь усугубит положение многих предпринимателей.

Помимо этого, в последний день февраля 2022 г. Министерство финансов, совместно с Центробанком анонсировали решение, призванное ограничить движение капитала.

Так, для резидентов — участников ВЭД введена обязательная продажа 80% выручки в валюте. На чем весьма неплохо стали зарабатывать банки: рентабильность около 16%. Есть повод для государства и на этот момент обратить свое внимание.

Поэтому предприниматели не горят желанием  производить расчеты в валюте, стараясь заключать договоры в рублях. Но как полноценно торговать в рублях, если сегодня никто не может дать гарантию, насколько стабильной будет эта валюта?

Предприниматель А.С. Кудашев объясняет: «Грузовые автомобили у нас есть, хоть сейчас отправляй. Но что делать, если платеж не дойдет? Куда бежать в подобном случае? Да, есть те, кто смог получит валютные средства. Но их дорога все равно пройдет через банк, где процент конвертации говорит сам за себя. Нужно налаживать торговлю с восточными соседями и не усложнять бизнес для своих же граждан».

Действовать — нельзя остановиться!

А.С. Паженцев сообщает, что Минтранс РФ, совместно с властями Алтайского края уже разрабатывают меры поддержки для сферы логистики. Периодически собираются совещания и проводятся консультации по возникающим вопросам.

При трудностях с доставкой предлагаются альтернативные маршруты, в отдельных случаях – замена транспорта. В любом случае, работа идет и никто не останется без внимания.

Свое мнение на счет происходящей ситуации высказал и Н.В.Данилин, заместитель председателя Комитета транспорта: «Для начала надо проработать возможные меры по снижению цены на топливо. Это будет хорошим подспорьем для предпринимателей. Далее – изучить цены на запчасти и расходники, посмотреть, чего на отечественном рынке хватает, а какие товары находятся в дефиците. Также надо по каждой отдельной компании смотреть, есть ли у нее кредиты, возможно ли наладить ее работу на внутреннем рынке России».

Со своей стороны «Сибирская Ассоциация автоперевозчиков» (“СААП”) выдала ряд конкретных предложений, что следует предпринять Правительству для стабилизации ситуации.

Было предложено установить цены на ГСМ на уровне 30-35 рублей за литр, выделить финансовую господдержку для сохранения рабочих мест (в размере 1 МРОТа).

Кроме этого, среди рекомендаций от «СААП» была озвучена годовая отсрочка по всем кредитным платежам и установление минимальных % ставок по лизинговым соглашениям.

Помимо этого, в качестве предложения отметилась и временная отмена транспортного налога, а также вопрос льготного кредитования транспортных организаций. Но самый важный момент, который волнует сейчас большинство автомобильных грузоперевозчиков,  это возможная оперативная поставка запчастей для грузовых транспортных средств через Таможенный Союз.

Активисты полагают, что подобные меры будут способствовать поддержке бизнеса и сохранению автопарка компаний. Ведь сегодня стоимость грузоперевозок сильно возросла и многие компании уже терпят убытки. Поэтому без господдержки здесь не обойтись.

Ссылка на основную публикацию