Сегодня львиная доля российских перевозчиков предпочитают вести свою документацию в бумажном варианте, либо в формате эксель-таблиц. Из них свыше половины организаций категорически не готовы переходить на электронный документооборот и предоставлять часть информации государству. Однако уже к концу текущего года такие перемены могут стать обязательными для всех.
Компания «Национальные системы управления» смогла оценить масштабы цифрового охвата российских компаний. В исследовании приняли участие 120 грузоперевозчиков, не являющихся лидерами в своей отрасли и, как показала практика, все они применяют различные программные разработки.
Взаимодействие с грузоотправителем происходит посредством общения через мессенджер или электронную почту. При этом многие данные оказываются в доступном формате для сотрудников, и не исключается их использования в своих персональных интересах.
В. Плеcский, специалист по рынкам IT полагает, что сегодняшняя ситуация соответствует духу времени. Коммуникация происходит в популярном и современном формате, большинство программ, установленных на ПК, позволяют вести сбор, хранение и анализ большого объема данных. Для таких задач вполне подходят тот же Excel, LibreOffice Calc и др., которые являются весьма эффективным инструментом в работе современных логистов.
Сегодня около 24% компаний используют приобретенное ПО и лишь 6 процентов из них пользуется самостоятельными разработками. Так или иначе, затраты на подобные программы для компаний не составляют каких-то колоссальных сумм и позволяют значительно сэкономить. Однако со временем любое ПО начинает устаревать, возникают сложности с его интеграцией в более совершенные системы, появляются риски сбоев во время работы и потери данных.
Руководитель «НЦК ИСУ», Семион К.В., оценил цифровизацию отрасли грузоперевозок как довольно высокую. По его словам ее общий уровень по стране находится примерно на одной отметке, только вот компании не стремятся к немедленному переходу на использование ГИС. Среди преимуществ ГИС: оперативное оформление и отправка документов, упрощенное взаимодействие с клиентами, контролирующими организациями, плюс уходит необходимость тратить время на бумажные экземпляры.
Однако компании либо не владеют информацией о внедрении в обязательном порядке ГИС, либо относятся к этой системе довольно скептически. Бытует мнение, что новшество потребует дополнительных затрат со стороны перевозчиков, кроме того, часть рабочей информации может оказаться в руках конкурентов. Опять же дополнительные проверки со стороны органов контроля е вдохновляют на немедленный переход на ГИС.
«Пока еще нет полного понимания, ради чего все это задумано и как должно быть реализовано. Сегодня ГИС не сформировалась окончательно, но вполне оправдано желание компаний сохранить свою конфиденциальную информацию. Полагаю, что в рамках современных технических решений осуществить это будет вполне по силам» — поделился мнением Семион К.В.
В. Плеcский также высказал свое мнение, почему доверие к любым государственным системам остается на очень низком уровне. Он полагает, что в большинстве случаев это связано с излишне запутанным, усложненным интерфейсом, в котором по силам разобраться лишь специалисту.
В качестве примера он приводит ГИС под эгидой Министерства транспорта, работа с которой происходит через личный кабинет. «Это все уже уходит в прошлое!» — сообщил В. Плеcский. Сегодня взаимодействие современных систем происходит через API и покупать некое специализированное программное обеспечение – не обязательно. Но пока подобные цифровые процессы активно тормозятся, ожидать энтузиазма со стороны потенциальных пользователей, пожалуй, не стоит.