Удержание груза перевозчиком: правомерность и последствия

Проблемы взаимных расчётов в грузоперевозках – реальность, с которой сталкиваются различные компании. После доставки груза из точки А в пункт Б иногда заказчики начинают тянуть с оплатой, не переводят деньги, а при поступлении вопросов со стороны перевозчика, предлагают обращаться в суд. Логично в такой ситуации удержать груз до полного расчёта. Такая практика демонстрирует жизнеспособность: деньги тут же находятся, вопросы снимаются.

Содержание скрыть

Но насколько законно удержание груза? Ведь кроме тех, кто соглашается на условия перевозчика, находятся и недовольные. Конфликт может перерасти в острую фазу, начаться с вызова полиции и закончиться рукоприкладством. А ещё – крупными финансовыми издержками, которые лягут бременем на проигравшего в споре. Разберёмся в проблеме, чтобы обе стороны понимали права и чувствовали бремя обязанностей.

Грузовой автомобиль

Немного теории

«Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», утверждённый ФЗ №259 от 08.11.2007, обошёл интересующий нас вопрос стороной. В Правилах перевозок проблема тоже не урегулирована. Ничего не сможем найти на эту тему и в ряде других профильных актах. Остаются лишь общие нормы гражданского и хозяйственного законодательства, трактовать которые можно по-разному.

Согласно ч.4 ст.790 ГК РФ, перевозчик имеет право удержать переданные грузы в целях обеспечения причитающихся ему платежей. Но лишь в том случае, если иное не предусмотрено договором, нормативным актом либо существом обязательства. Как понимать эту скупую норму?

Если мы копнём чуть глубже, то в ст.359 ГК РФ обнаружим иные основания для удержания груза. Это – неисполнение должником обязательства в срок. При этом даже продажа груза не является препятствием для продолжения данного действия. И вновь – если иное не предусмотрено договором.

Более того, ст.360 ГК РФ предусмотрено удовлетворение требований за счёт удерживаемого груза. При этом кредитор выступает как хранитель и может требовать возмещения издержек, понесённых в связи с этим. Но так – в теории. На практике ситуация выглядит несколько сложнее.

Имеет ли право перевозчик удерживать груз, требуя оплату от заказчика?

С одной стороны, Гражданский кодекс позволяет пользоваться чужим грузом как средством для взыскания долгов. Но на другой стороне медали – ст.19.1 КоАП (самоуправство): осуществление действительного или мнимого (предполагаемого) правомочия. Пусть штраф выглядит смешным по сравнению с деньгами, стоящими на кону, тенденция очевидно: законодатель сам не знает, в каких случаях груз можно удерживать, а в каких – нет.

Порой речь может идти об уголовной ответственности, предусмотренной ст.330 УК РФ. Такое самоуправство должно либо причинить существенный вред (к примеру, порча ТМЦ), либо сопровождаться насилием (угрозой применения). Состав не самый распространённый, но практика имеется – такие случаи не уникальны.

Чтобы право удержания груза не было мнимым, должны соблюдаться следующие критерии:

  • Между сторонами заключён договор, которым не запрещено удержание груза.
  • Перевозчик исполнил возложенные обязательства (доставил ТМЦ из точки А в пункт Б).
  • Отсутствуют претензии к качеству транспортировки товаров.
  • Оплата, о которой договорились стороны, не произведена в срок, определённый соглашением.

Пример. Водитель Б. доставил груз бетонных блоков заказчику и ожидает команды на выгрузку. Согласно звонку логиста, оплата не произведена, хотя договором определены сроки перевода денег. Кладовщик А. требует начать разгрузку, так как его рабочий день – до 18.00 часов, у него нет времени ждать звонка из бухгалтерии. Позиция Б. имеет право на жизнь, так как он не удерживает груз, а ожидает команды на его передачу заказчику.

Другой вопрос – расчёт произведён, но водитель всё равно отказывается приступить к разгрузке. Явно незаконны требования по доплате, компенсации тех или иных убытков, пересмотра договора. Вызывает вопрос и желание перевозчика получить деньги раньше срока, указанного в соглашении. Но если ТМЦ доставлены в полном объёме, к оговоренному месту, нет никаких причин тянуть с оплатой, если оплата, предусмотренная договором, должна быть произведена по факту доставки груза.

Удержание груза экспедитором

Организатор перевозки вправе хранить ТМЦ в счёт исполнения обязательств, только если это прямо предусмотрено договором. Если услуги экспедитора не оплачены, то удержание товаров нельзя признать законным. Впрочем, всё зависит от размера задолженности и обстоятельств конкретного спора.

Удержание груза, если не производит расчёт собственник груза

Согласно ст.35 ФЗ №259, грузоотправитель по общему правилу несёт различную ответственность при ненадлежащем исполнении обязанностей (от установленной за перевозку платы):

  1. За не предъявление груза – 20%;
  2. За задержку транспортных средств, контейнеров – штраф за каждый час простоя в размере, указанном в договоре, или 1-5% перевозной платы.

Таким образом, отдельная ответственность за несвоевременный расчёт не предусмотрена, но она может укладываться в задержку ТС. Удержание груза возможно, если он не относится к категории скоропортящихся. О том, что продукция не будет выгружена, необходимо известить владельца посредством электронной почты, мессенджера, обеспечивающих быструю связь.

Сколько времени перевозчик может удерживать груз?

Поскольку сама процедура законодательством не регламентирована, временные рамки тоже не определены. Однако логичным видится непродолжительный срок хранения ТМЦ в счёт погашения задолженности. Если требование не удовлетворено в течение двух-трёх суток, необходимо обращаться с претензией и готовить документы в суд.

Важно! Субъекты хозяйствования в обязательном порядке должны соблюсти претензионный порядок урегулирования споров.

Удержание скоропортящегося груза

Самый сложный вопрос связан с товарами, срок хранения которых ограничен. После анализа судебной практики хочется отметить, что удерживать скоропортящиеся товары не имеет смысла. Большинство решений вынесено в пользу владельца предмета, но могут быть и частности. Удерживая скоропортящиеся товары, следует помнить: их нужно быстро реализовать. А если не получилось, придётся нести и расходы на утилизацию объекта.

Правильное оформление удержания груза. Нужно ли отправлять уведомление груза?

Итак, правовой вакуум можно истолковать в свою пользу. Допустим, груз может несколько дней или даже недель провести на складе, имеется помещение, все формальности соблюдены. Оплата, предусмотренная договором, не произведена, требование о перечислении денег оставлено без внимания.

Документальное оформление удержания груза

При удержании груза в счёт исполнения обязательств нужно выполнить следующее:

  1. Владелец груза должен быть извещён о происходящем.
  2. До должника нужно в доступной форме довести требования, при которых удержанный груз подлежит передачи.
  3. Сам груз не должен пострадать в процессе, поэтому должны соблюдаться условия и режим хранения конкретной группы товаров.

Должнику стоит направить не одно, а даже несколько извещений, используя электронную и обычную почту, мессенджеры. Вместе с уведомлением о принятии груза на хранение следует изложить свои претензии и требование о скорейшем расчёте. Что касается места нахождения товаров, оно может быть сообщено или скрыто.

Что делать перевозчику, если груз загружен, а на телефон никто не отвечает?

Мы уже сослались на положения ст.35 ФЗ №259, и можно добавить лишь общие положения Гражданского кодекса.

Формально – заказчик не обязан отвечать на звонок. Если не снимает трубку ни диспетчер, ни грузоотправитель, ни грузополучатель, ни собственник груза, необходимо произвести попытку доставки. Доказать правоту другими способами, к сожалению, не удастся.

При наличии желающих принять груз, можно действовать по своему усмотрению. Либо удерживать предмет до расчёта, либо разгрузить его на свой страх и риск. До передачи товаров следует убедиться, что у принимающей стороны достаточно полномочий для совершения такого действия (имеется доверенность).

Что делать перевозчику, если заказчик так и не оплатил услуги?

Остаётся только один путь: претензия и обращение в суд. Исковая давность – один год, поэтому с подачей заявления медлить нельзя. В судебном порядке могут быть взысканы все убытки:

  1. Расходы за транспортировку ТМЦ;
  2. Штраф и пеня;
  3. Хранение товаров;
  4. Юридическая помощь;
  5. Госпошлина.

Теоретически арест может быть наложен на предмет перевозки в целях обеспечения судебного решения. Однако реализацией продукции всё равно должен заниматься не истец, а уполномоченные органы.

Имеет ли право перевозчик выгрузить груз по своему усмотрению?

Из существа договора и смысла законодательства следует, что перевозка – это доставка товаров именно получателю. Если последний отказывается от принятия ТМЦ, их оплаты, произвольная выгрузка не допускается. До разрешения спора необходимо обеспечить сохранность товаров, поместив их на склад, подходящий для такой цели. Убытки при этом взыскиваются с виновной стороны.

Может ли перевозчик продать груз в счет оплаты задолженности заказчика?

Реализация товара юридическим лицом возможна лишь с соблюдением требований законодательства. Это значит, что удерживаемый груз необходимо поставить на складской учёт, после чего – продать. Но поскольку основания для его приобретения лишь умозрительные (отсутствие расчёта), такую процедуру едва ли можно признать правомерной.

Если же иного выхода нет, видится целесообразным поставить владельца груза в известность о предполагаемом отчуждении товаров. Реализацию следует произвести исключительно по договору купли-продажи, по рыночной цене. Разница между убытками и полученной стоимостью товара должна быть перечислена владельцу груза. И всё же, мы крайне не рекомендуем прибегать к такому методу решения проблемы.

В каких случаях удержание груза незаконно?

О правомерности предъявляемых требований вправе высказаться только суд, но общие тенденции можно выделить.

Удержание груза явно незаконно в следующих ситуациях:

  1. Заказчик полностью рассчитался за услугу;
  2. Договором предусмотрена оплата после фактической доставки и выгрузки;
  3. Товары существенно повреждены в результате перевозки и требуется оценка их состояния для определения размера вреда;
  4. Перевозчик до передачи груза желает получить денежные средства, пусть и обоснованно требуемые, но не предусмотренные договором.

Какие последствия грозят перевозчику в случае незаконного удержания груза?

Исполнитель может быть привлечён к различной ответственности:

  1. Административной (по факту самоуправства);
  2. Гражданско-правовой.

Убытки, упущенная выгода, штраф и пеня взыскиваются в судебном порядке. Если заказчик понёс иные затраты на восстановление нарушенного права (расходы на юридическую помощь, транспорт), они также подлежат возмещению за счёт виновной стороны. Вместе с тем, штраф, пеня и прочие взыскания должны быть соразмерны понесённым убыткам (как правило – не выше их).

Что может предпринять заказчик, если его груз удерживают?

Если исполнитель отказывается передать ТМЦ, необходимо выполнить следующее:

  1. Выяснить причину отказа от исполнения обязательств (желательно делать это в письменном виде, но можно ограничиться и записью разговора на аудио/видео);
  2. В случае если претензии перевозчика не обоснованы, направить письменную претензию, указав со ссылкой на договор о последствиях неправомерных действий (взыскание штрафа, пени).

Заказчик имеет право приобрести товар, в передаче которого неправомерно отказано, и взыскать разницу с нарушителя в судебном порядке. Но для этого нужно быть уверенным в том, что нарушения с его стороны отсутствуют. Ещё один вариант – выполнить требования перевозчика, даже если они необоснованные, а затем – взыскивать убытки в судебном порядке.

Грузовой автомобиль

Можно ли заставить перевозчика принудительно выгрузить груз?

Представить себе такую ситуацию проблематично. Пока груз находится в стадии доставки, ответственность за них несёт исполнитель. Соответственно, принуждение его к исполнению обязательства – посягательство на его волю. Это незаконно и граничит с уголовно-наказуемым самоуправством.

Всякое физическое или должностное лицо, которое посягнёт на свободу водителя (экспедитора), может быть привлечено к уголовной или административной ответственности. Поэтому никто не вправе заставить перевозчика произвести отчуждение товаров. Правомерность его действий при этом может быть сомнительной, но это не повод действовать силовым способом.

Что говорит судебная практика?

Требования перевозчика о возмещении задолженности и неустойки, как правило, удовлетворяются в полном объёме. Но есть нюанс: это возможно только тогда, когда исполнитель всё сделал правильно. Показательно следующий пример.

Перевозчик ООО «А» доставил товары ООО «Б», и согласно условиям договора, оплата производится в течение 7 рабочих дней после оказания услуги. Стоимость сделки составила 96000 рублей, из которых в добровольном порядке было выплачено лишь 29 тысяч рублей.

ООО «А» обратилось с иском в суд, и первая инстанция удовлетворила её требования. Однако вторая – отменила решение и в иске отказала. Почему? Исполнителем тоже были нарушены условия договора: сорвана погрузка (штраф – 32 тыс.руб.), ТС не подано по условиям тендерной заявки (штраф – 32 тыс.руб.), допущено опоздание (ещё 3 тыс.руб.).

Таким образом, при расчёте заказчик просто вычел из сумы договора штрафные санкции.

Несмотря на многочисленные обжалования, решение оставлено без изменения. Вывод: прежде чем предъявлять претензии, нужно быть уверенным в правоте. А ещё – внимательно читать договор, и если условия не подходят, не вступать в правоотношения.

Заключение. Стоит ли удерживать груз?

Приведённые нами примеры и судебная практика демонстрирует, сколько вероятных исходов может быть по анализируемой ситуации. Невозможно привести универсальную формулу успеха, так как суд может занять сторону как одной, так и другой стороны. Логика подсказывает, что куда эффективнее – передать груз, после чего – отстаивать право в установленном законом порядке.

Это особенно актуально, если речь идёт о скоропортящихся товарах. Впрочем, при соблюдении условий удержание может быть не только законным, но и эффективным. Главное – фиксировать действия, составлять акты и быть готовым обратиться в суд, если возникнет такая необходимость.

Ссылка на основную публикацию