В современных компаниях используются два основных варианта развертывания ИТ-систем: с размещением на собственных или арендованных серверах (On-Premise) или с приобретением системы как услуги у сторонних поставщиков (Saas).
On-Premise развертывание
В случае On-Premise развертывания компания напрямую приобретает программное обеспечение у разработчика или поставщика. При этом программное обеспечение разворачивается на собственной инфраструктуре компании или у хостинг-провайдера с физическими или виртуальными серверами – собственными или предоставленными компании в лизинг или рассрочку.
ЦОД (центр обработки данных) может быть локальным или внешним: в первом случае данные и программы разворачиваются внутри компании, а во втором – у внешнего хостинг-провайдера. Разместив таким образом приобретенную систему, компания внедряет ее и использует в работе.
При такой схеме расходы компании, как правило, включают относительно высокую единовременную плату за программное обеспечение, затраты на внедрение (на почасовой или проектной основе), плату хостинг-провайдеру за первичное выделение и настройку серверных мощностей (может отсутствовать) и, наконец, ежемесячную плату за аренду или использование оборудования, персонала и канала связи хостинг-провайдера. Долгосрочные текущие платежи включают месячную плату за хостинг, ежегодную плату за техническую поддержку программного обеспечения (исправление ошибок и новые релизы), а также почасовую или ежегодную плату за линию консультации по программному продукту со стороны поставщика или разработчика.
Наконец, раз в несколько лет компания может платить разработчику за обновление программного обеспечения до последней версии. Если реализуется On-Premise развертывание программного обеспечения в инфраструктуре компании, некоторые из этих затрат могут отсутствовать (например, ежемесячная плата за аренду оборудования и персонала хостинг-провайдера).
Самая большая трудность с On-Premise развертыванием в том, что обновление и поддержка систем внутри компании не выполняются централизованно разработчиками или поставщиками ПО, а обычно остаются в зоне ответственности самой компании. Обычно это сильно затрудняет обновление на новые версии и внесение изменений в системы. Кроме того, обновления часто вносятся по частям и имеют фрагментарный характер.
Программное обеспечение как услуга (SaaS)
В отличие от On-Premise развертываний, программное обеспечение по схеме SaaS обычно является «многоклиентским», то есть один установленный экземпляр приложения с единой структурой базы данных обеспечивает работу нескольких клиентов.
Это означает, что одна база данных совместно используется несколькими конечными клиентами, данные которых отделены друг от друга посредством специальных механизмов. В этом случае затраты на приобретение системы и начальную остановку снижаются или вовсе отсутствуют.
Таким образом, SaaS – это почти всегда веб-ориентированное решение, распространяемое по арендной схеме на основе помесячной тарификации исходя из количества пользователей или других критериев. Большинство пользователей может получать доступ к SaaS-приложениям через стандартный интернет-браузер, что также снижает первоначальные затраты.
Кроме того, владельцу ИТ-инфраструктуры SaaS-приложения проще его администрировать, обновлять и поддерживать, так как это выполняется централизованно для всех клиентов. При прочих равных такое сочетание факторов удешевляет SaaS-приложения, особенно для небольших компаний.
В долгосрочной перспективе SaaS-решения могут обходиться дороже, особенно при большой потребности в масштабировании или значительном увеличении количества пользователей. Также при большом количестве клиентов затруднена возможность кастомизации приложения под нужды конкретного клиента, что также нужно учитывать при нестандартных требованиях и специфике компании. В ниже представленной таблице представлено краткое сравнение трех моделей развертывания ИТ-систем.
On-Premise на собственных мощностях | On-Premise у хостинг-провайдера | SaaS | |
Первоначальные затраты | Высокие | От низких до умеренных | Низкие |
Долгосрочные затраты | От низких до умеренных | Умеренные | От умеренных до высоких |
Масштабируемость | От низкой до умеренной | Высокая | Высокая |
Безопасность | От средней до высокой | От средней до высокой | Средняя |
Требуемая техническая квалификация | Высокая | От низкой до средней | Низкая |
Несмотря на это, компании часто делают выбор в пользу SaaS-решений ради выгодной финансовой схемы, которую те обеспечивают. Например, с точки зрения экономики компании ежемесячная плата фиксированной суммы в пятнадцать тысяч рублей за пользование приложением как сервисом может оказаться более приемлемой, чем единовременная выплата сотен тысяч рублей за покупку и настройку системы (даже при том, что в долгосрочной перспективе первый вариант может выйти существенно дороже).