Варианты развертывания ИТ-систем в грузоперевозках

Содержание

В современных компаниях используются два основных варианта развертывания ИТ-систем: с размещением на собственных или арендованных серверах (On-Premise) или с приобретением системы как услуги у сторонних поставщиков (Saas).

Серверные хранилища

On-Premise развертывание

В случае On-Premise развертывания компания напрямую приобретает программное обеспечение у разработчика или поставщика. При этом программное обеспечение разворачивается на собственной инфраструктуре компании или у хостинг-провайдера с физическими или виртуальными серверами – собственными или предоставленными компании в лизинг или рассрочку.

ЦОД (центр обработки данных) может быть локальным или внешним: в первом случае данные и программы разворачиваются внутри компании, а во втором – у внешнего хостинг-провайдера. Разместив таким образом приобретенную систему, компания внедряет ее и использует в работе.

При такой схеме расходы компании, как правило, включают относительно высокую единовременную плату за программное обеспечение, затраты на внедрение (на почасовой или проектной основе), плату хостинг-провайдеру за первичное выделение и настройку серверных мощностей (может отсутствовать) и, наконец, ежемесячную плату за аренду или использование оборудования, персонала и канала связи хостинг-провайдера. Долгосрочные текущие платежи включают месячную плату за хостинг, ежегодную плату за техническую поддержку программного обеспечения (исправление ошибок и новые релизы), а также почасовую или ежегодную плату за линию консультации по программному продукту со стороны поставщика или разработчика.

Наконец, раз в несколько лет компания может платить разработчику за обновление программного обеспечения до последней версии. Если реализуется On-Premise развертывание программного обеспечения в инфраструктуре компании, некоторые из этих затрат могут отсутствовать (например, ежемесячная плата за аренду оборудования и персонала хостинг-провайдера).

Самая большая трудность с On-Premise развертыванием в том, что обновление и поддержка систем внутри компании не выполняются централизованно разработчиками или поставщиками ПО, а обычно остаются в зоне ответственности самой компании. Обычно это сильно затрудняет обновление на новые версии и внесение изменений в системы. Кроме того, обновления часто вносятся по частям и имеют фрагментарный характер.

Программное обеспечение как услуга (SaaS)

В отличие от On-Premise развертываний, программное обеспечение по схеме SaaS обычно является «многоклиентским», то есть один установленный экземпляр приложения с единой структурой базы данных обеспечивает работу нескольких клиентов.

Это означает, что одна база данных совместно используется несколькими конечными клиентами, данные которых отделены друг от друга посредством специальных механизмов. В этом случае затраты на приобретение системы и начальную остановку снижаются или вовсе отсутствуют.

Таким образом, SaaS – это почти всегда веб-ориентированное решение, распространяемое по арендной схеме на основе помесячной тарификации исходя из количества пользователей или других критериев. Большинство пользователей может получать доступ к SaaS-приложениям через стандартный интернет-браузер, что также снижает первоначальные затраты.

Кроме того, владельцу ИТ-инфраструктуры SaaS-приложения проще его администрировать, обновлять и поддерживать, так как это выполняется централизованно для всех клиентов. При прочих равных такое сочетание факторов удешевляет SaaS-приложения, особенно для небольших компаний.

В долгосрочной перспективе SaaS-решения могут обходиться дороже, особенно при большой потребности в масштабировании или значительном увеличении количества пользователей. Также при большом количестве клиентов затруднена возможность кастомизации приложения под нужды конкретного клиента, что также нужно учитывать при нестандартных требованиях и специфике компании. В ниже представленной таблице представлено краткое сравнение трех моделей развертывания ИТ-систем.

On-Premise на собственных мощностях On-Premise у хостинг-провайдера SaaS
Первоначальные затраты Высокие От низких до умеренных Низкие
Долгосрочные затраты От низких до умеренных Умеренные От умеренных до высоких
Масштабируемость От низкой до умеренной Высокая Высокая
Безопасность От средней до высокой От средней до высокой Средняя
Требуемая техническая квалификация Высокая От низкой до средней Низкая

Несмотря на это, компании часто делают выбор в пользу SaaS-решений ради выгодной финансовой схемы, которую те обеспечивают. Например, с точки зрения экономики компании ежемесячная плата фиксированной суммы в пятнадцать тысяч рублей за пользование приложением как сервисом может оказаться более приемлемой, чем единовременная выплата сотен тысяч рублей за покупку и настройку системы (даже при том, что в долгосрочной перспективе первый вариант может выйти существенно дороже).

Ссылка на основную публикацию