Ветер перемен на рынке малотоннажников в России

До недавнего времени реализация малотоннажных грузовиков в России находилась в состоянии некого ожидания. И вот, как только известные европейские марки покинули территорию РФ, шансы отечественного производителя занять солидный сегмент на рынке грузовых автомобилей существенно вырос.

Малотоннажные грузовые автомобили

Кто на новенького?

Конечно, легко обвинять предприятие в том, что оно занято сборкой некого конструктора. Но и в нынешних реалиях заводу потребуется немало времени, чтобы с нуля создать на самом деле новый, конкурентоспособный грузовик. Возникает вопрос, а почему же не был использован реверсивный инжиниринг (создание точной копии автомобиля по существующим образцам), пока еще партнеры-европейцы присутствовали на российской территории?

Ответа на этот вопрос сейчас не найти, да и общую ситуацию он не поправит. Поэтому пока оптимальным вариантом для предприятий остается работа с конструкторами. Сегодня место производителей из Японии и европейских стран занято китайскими предприятиями, среди которых особенно выделяются марки «JAC» и «Dongfeng».

Малотоннажные грузовики

Однако и российские заводы сдаваться не собираются: «ГАЗ» и его «Профи»-грузовики, автозавод «УАЗ» и «АвтоВаз», каждый из них сегодня готов представить свою продукцию на российском рынке. Компания «Соллерс» к концу 2022 года презентовала пару лёгких коммерческих новинок под марками «Арго» и «Атлант». Также в России идёт завоз автомобилей по схеме параллельного импорта.

Данными от «Автостат» поделился руководитель «Авто ПЭК» Д.В.Иевлев: «За прошлый год доля продаж в сегменте малотоннажников составила более 77 процентов. Здесь можно выделить марки «ГАЗ», «УАЗ» и «LADA», которые и в 2023 году будут сохранять лидерство на рынке. А все дело в доступных запчастях, обширной сети станции техобслуживания и, конечно же, объективной цене.

Китайские же производители, по мнению Д.В. Иевлева встанут на замену ушедшим маркам из Европы. У партнеров из Поднебесной представлены автомобили самого разнообразного назначения. Кроме того, сегодня качество китайских грузовиков стало значительно выше. А ведь еще несколько лет назад их даже называли одноразовыми. В реалиях сегодняшнего дня китайские грузовики — это достойный салон, надежный кузов и мощный двигатель за разумные деньги.

А вот пробуксовки в выходе новых моделей на российском рынке — дело рук Центрального научно-исследовательского автомобильного института («НАМИ»). Заявленный им срок сертификации для технических средств составляет не менее чем 4 месяца. Конечно же, процесс должен быть ускорен. Вероятен и такой вариант, что сертификаты соответствия из КНР начнут признавать на территории РФ. Вслед за этой проблемой логично вытекает и следующая: расширение числа сервисных станций для китайских грузовиков. В первую очередь — в регионах.

Малотоннажные грузовые автомобили

Но пока государство думает, а китайские производители наращивают объем производства, многие владельцы не спешат менять свои малотоннажники, даже несмотря на сложности с покупкой оригинальных компонентов и запчастей. По статистике начиная с прошлого года, число обращений в автосервис по всей стране стало значительно выше. Компании не спешат обновлять свой автопарк и прилагают максимум усилий, чтобы продлить срок службы своих рабочих «лошадок».

А что же нужно водителям?

Действительно китайские производители в последние годы улучшили качество своей продукции, однако все равно среди клиентов иногда проскакивают и негативные отзывы. В первую очередь они касаются отечественных марок. Вот один из примеров – «Соллерс» (Атлант): угол раскрытия задних дверей – 180 градусов.

В свою очередь у той же «Газель Некст» этот параметр больше на целых 90 градусов. Кроме того, нет регулятора рулевой колонки, подстаканников (что в современном мире кажется уже приветом из прошлого). Другая же модель от «Соллерс» (Арго) явно опережает своего собрата в вопросах комфорта для водителя.

Малотоннажные грузовики

Более внимательно к запросам потребителей подошли на предприятии «Автотор», здесь был дан старт запуска «Foton iBlue EV».

В первую очередь клиентам важна адекватная цена, отсутствие сложностей с запчастями и сервисом, небольшой расход топлива, а также – хорошая грузоподъемность. Модельный ряд должен быть представлен разными вариантами по полной массе, объему кузова, типу мотора и др. Это позволяет каждому покупателю найти для себя оптимальный вариант грузовика.

Не так давно Камский автомобильный завод заявлял о новых моделях в известном семействе «Компас», полная масса которых 3500 и 5600 кг. Комментарии дал гл.конструктор ПАО «КАМАЗ», С.Назаренко: «Компасы» 5 и 6 будут выпущены с хорошим запасом прочности. Грузовик при грузоподъемности в 1500 кг, сможет без труда везти 3000 кг, не нарушая свои ресурсные параметры (двигатель, подвеска, трансмиссия и др.).

Так, мы увеличиваем объем груза, который можно взять на борт. А в перспективе есть планы по увеличению колесной базы, длины заднего свеса и др. Уже к следующему году в планах обозначена 2-рядная кабина для групп служащих, производящих ремонтные работы и трудящихся в бригаде. А к 2026 г, вероятно, «Компас» 6 и 12 будут представлены в варианте электроверсии.

Малотоннажные грузовики

Д.Иевлев: «На первый план сегодня выходят надежные технические характеристики, с ними связана и безопасность транспорта в целом. Коммерческие грузовики трудятся каждый день и число поломок на них должно быть минимальным, а лучше, чтобы их не было совсем. Наша компания обращает самое пристальное внимание на надежность малотоннажников. Кроме этого, грузовик должен обладать маневренностью и удобством для погрузочно-разгрузочных работ. Большая часть наших машин работает в пределах города, поэтому перечисленные критерии для нас принципиальны.»

Чем удобен малотоннажник? В первую очередь тем, что для работы на нем водителю не требуются разнообразные буквенные категории в водительских правах. Если полная масса – от 3500 кг и ниже, здесь вполне подойдут права с категорией В. Для более тяжелых машин уже потребуется категория С.

Кроме того, маневренность и легкость в управлении малотоннажником сравнима с управлением обычным легковым автомобилем, плюс компактность габаритов делают такой грузовик незаменимым помощником в работе многих организаций.

Ссылка на основную публикацию