В нашей статье «Построение транспортной сети в автомобильных грузоперевозках» была рассмотрена общая схема принятия решений в сфере грузовых перевозок автотранспортом. В данной статье будут рассмотрены исключительно вопросы операционного уровня управления грузоперевозками.
Нижний уровень принятия решений в сфере грузовых перевозок относится к уровню исполнения перевозки. Такого рода вопросы обычно возникают непосредственно на уровне конкретной перевозки: на складах отгрузки и разгрузки, а также в пути. Чтобы проанализировать, какая работа выполняется и как, необходимо всецело сосредоточиться на процессе. Крайне важно понимать, что именно на этом уровне претворяются в жизнь все планы и масштабные замыслы.
Самые лучшие планы стоят немногого, если хромает их реализация.
По этой причине многие компании при проектировании рабочих процессов применяют методы непрерывного совершенствования, например бережливое производство (lean) и «шесть сигм» (six sigma). Бережливое производство делает упор на исключении потерь, а шесть сигм – на уменьшение вариативности в процессах.
Они часто используются совместно, потому что там, где есть вариативность в процессах, есть и потери.
Соответственно комбинированный метод «бережливость плюс шесть сигм» находит активное применение в управлении операционными и административными процессами на уровне непосредственной перевозки и погрузочно-разгрузочных работ.
Для выявления и оценки недостатков в рабочих процессах могут использоваться такие средства, как карта потока создания ценности (value stream mapping) и карта процессов (process mapping).
Вместо того чтобы углубляться в мелкие детали погрузочно-разгрузочных работ на складах и управления транспортными средствами, вернее всего сосредоточиться на информации, которая требуется для принятия обоснованных решений на этом уровне.
От использования правил доставки с информацией о том, каких перевозчиков следует рассматривать для перевозки по конкретному маршруту, до указаний по безопасной прокладке маршрута автомобиля до пункта назначения – всевозможная информация такого рода имеет первостепенное значение для результативной и эффективной работы на операционном уровне.
Информация не единственное, что необходимо для такой работы: важную роль играют также наем, повышение квалификации и удержание персонала. Более 80% времени перевозки проходит без непосредственного надзора. Хотя благодаря стремительному развитию таких технологий, как системы GPS/ГЛОНАСС и устройства мониторинга транспорта, эта ситуация постепенно меняется. Не смотря на прогресс, компаниям по-прежнему необходимо нанимать компетентный персонал, обучать безопасному и успешному выполнению работы, принимать меры для повышения его квалификации и удерживать ценных сотрудников для обеспечения стабильности компании. Эти общие принципы справедливы как для заказчиков, так и для перевозчиков.
В первую очередь мы задумываемся об операционных аспектах грузоперевозок (отгрузка, транспортировка, приемка), но важной основой эффективного управления грузоперевозками является администрирование, которое в числе прочего обеспечивает поддержку операционной деятельности.
Определенные административные задачи, которые возникают до начала, во время и после окончания рейса автомобильного транспортного средства, требуют очень качественного выполнения, чтобы сделку в конечном счете можно было признать успешной.
Значимая часть административной деятельности состоит в правильном оформлении и представлении транспортной документации. В ниже представленной таблице перечислены важнейшие виды вспомогательной деятельности в сфере грузоперевозок, которые требуют оформления документации.
Пользователь информации | |||
Вид деятельности | Грузоотправитель | Перевозчик | Грузополучатель |
До перевозки | Данные заказа на поставку
Прогнозы Наличие транспорта |
Данные ТТН
Прогнозы Время получения груза и доставки |
Предварительное уведомление о поставке
Время доставки |
Во время перевозки | Состояние перевозки | Состояние перевозки | Состояние перевозки |
После перевозки | Счет за перевозку
Эффективность работы перевозчика Подтверждение доставки Данные о претензиях |
Платеж
Данные о претензиях |
Эффективность работы перевозчика
Подтверждение доставки Данные о претензиях |
А на ниже представленном рисунке показан пример информационного обмена в ходе реализации типичной сделки по перевозке груза между грузоотправителем, перевозчиком и грузополучателем.
В заключение стоит отметить, что все решения и меры, принимаемые на операционном уровне, в конечном счете, играют наиважнейшую роль в определении действенности и эффективности системы управления автомобильными грузоперевозками в компании.