Автомобильные перевозчики захватили власть на рынке грузоперевозок

Сегодня перевозка груза автотранспортом ̶ удовольствие недешевое, увеличение стоимости заметно и невооруженным глазом. Дорожает топливо, растут цены, конкуренты держат руку на пульсе и, похоже, сдавать свои позиции не собираются.

В связи с возникшей ситуацией комментариями и своим видением данного вопроса поделились: В.С. Трунаев (глава Сибирской Ассоциации автомобильных перевозчиков), С.А. Максимов (президент Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири), а также Иевлев Д.В. (руководитель компании «Авто-ПЭК»).

Грузовые автомобили

По словам В.С.Трунаева прошлый год был сложным для всех, особенно для перевозчиков. Отмечалось падение спроса,  по этой причине компании были вынуждены снижать цены. Такая тенденция сохранялась весь год, однако ближе к осени рынок начал постепенно оживать. В 2021 году все больше производственных, торговых компаний стали обращаться к услугам грузоперевозок. Число осуществленных рейсов выросло. На текущий момент можно говорить уже о выходе на докризисный уровень. Глава Сибирской Ассоциации отметил, что сейчас нет ни одного грузовика, который бы простаивал в ожидании работы. Транспорт загружен полностью, отправка грузов осуществляется ежедневно. На этой волне стоимость перевозки грузов поползла вверх и особенно ощутимо этот рост отмечается в транспортировке по регионам. Одно из наиболее популярных направлений: грузоперевозки из центра области в города-спутники, т.е. на незначительные расстояния. Машины малого тоннажа сегодня обладают высоким КПД, их использование весьма эффективно и дает компаниям существенную прибыль. На изменение тарифа могут также оказать влияние и любые происшествия. Так, по причине паводка в Забайкалье, обрушился мост на Транссибирской магистрали и движение грузовых, пассажирских поездов  было остановлено в обоих направлениях. Транспортная артерия оказалась заблокированной. Более двух суток потребовалось, чтобы устранить последствия аварии. На фоне произошедшего цены на перевозку грузов выросли почти в два раза. В первую очередь это коснулось автодорог дальневосточного направления в сторону Новосибирска.

Еще одно важное изменение в 2021 году произошло в налоговой системе. Так, в текущем году был отменен единый налог на вмененный доход для частных предпринимателей. Т.е. многие фирмы перешли на стандартную систему начисления налога. При этом: стоимость топлива увеличивается, цены на ремонт и приобретение запчастей также не стоят на месте. Более того, купить новые грузовые машины сегодня далеко не каждому индивидуальному предпринимателю по карману. И часть перевозчиков с небольшим автопарком вынуждены уходить с рынка. Но подобная тенденция не создает дефицита в машинах. Напротив, в такой ситуации крупные компании имеют больше возможностей для эффективного управления ресурсами. И могут устойчиво работать в формате, где доход всегда будет превышать расход.

По мнению В.С. Трунаева, светлое будущее после 2021 года наступит далеко не для всех. Уже сейчас многие компании, которые занимаются исключительно перевозкой негабаритного груза, отмечают, что  цены выросли. Об увеличении цен говорят и владельцы рефрижераторов, и тентованных машин.  Однако покорители дальних расстояний сетуют на то, что тарифы поднялись лишь на 7 %, а расходы на организацию транспортировки уже превышают порядка 10%. В этой ситуации свое влияние оказывают и нелегальные перевозчики. Да, у них нет никаких разрешительных документов на работу с грузом, но цены озвучиваются гораздо более привлекательные, чем у официальных компаний.

С.А. Максимов, глава Союза транспортников, обращает внимание на рост тарифов на автоперевозки в пределах 10-15%. По его словам, в отдельных случаях топливные затраты могут доходить до половины стоимости самой перевозки. Такая тенденция наметилась еще с конца прошлого года и пока только продолжает расти. В автоперевозках многие моменты регулирует сам рынок, в отличие от, например, железнодорожных. В период пандемии был введен запрет на перемещение физических лиц между регионами, проводились тщательные проверки маршрутных листов. То есть передвижение без особой необходимости было ограничено. Сегодня же ситуация более спокойная, дороги открыты, а следовательно, часть нелегальных перевозчиков снова осуществляют доставку грузов. При этом официальными плательщиками налогов они не являются, что явно не на руку их добросовестным конкурентам.

Генеральный директор компании «АВТО-ПЭК», Д.В.Иевлев, объясняет, что поднятие тарифов – мера вынужденная. К ней пришлось прибегнуть после того, как цены на дизельное топливо начали расти. Если брать данные за июль 2021 года, то, начиная с января рост цен составил порядка 3% и превысил отметку 50 рублей за литр. Заправка автомобиля это порядка 30-35% от всех затрат на его содержание, пояснил Д.В.Иевлев. Кроме того, по информации от Росавтодора, с 01 февраля 2022 года ожидается увеличение тарифа системы «Платон» для грузовиков. Это повышение в процентном соотношении может составить порядка 4,2%. Не остается в стороне от масштабных изменений и наша столица. С 5 апреля 2021 департамент транспорта ввел ограничения для всех грузовиков, массой от 3,5 тонн на передвижение по МКАД. И буквально на следующий день от мэрии Москвы выходит Постановление об обязанности владельцев регистрировать свои машины в системе РНИС. Это региональная навигационно-информационная система, за подключение к которой придется заплатить порядка 20 тыс. рублей. Кроме этого, система предлагает водителям фиксированные маршруты, что, вполне вероятно, приведут к снижению эффективности логистики. Все принятые меры грозят не только сбоем в поставках продукции из регионов в Москву, но и могут повлиять на очередной рост цен. На этой волне многие руководители в сфере логистики и транспорта подготовили обращение к премьер-министру  России, М.В. Мишустину, чтобы обратить внимание на существующую проблему. Председатель Объединения крупных ритейлеров (АКОРТ), И.Е.Караваев, также подтвердил рост тарифов и приводит пример доставки из Астраханской области до г. Москва. Так, довезти груз 20-тонной фурой до распределительного центра обойдется до ста тысяч рублей за тонну. Однако одной из основных проблем сегодня остается банальная нехватка водителей. Профессионал, работающий на категории Е – редкий и очень желаемый сотрудник для любой компании-грузоперевозчика.

Какой выход предлагается найти в такой непростой ситуации? Каждая компания старается минимизировать себестоимость услуг. В каких-то случаях это могут быть комбинированные железнодорожно-автомобильные перевозки (контрейлерные). В частности компания «Авто-ПЭК» в данный момент осуществляет подобные доставки грузов. Еще вариант – использовать газовое топливо. Подобными системами можно оснащать любой автомобиль, что даст возможность работы как на дизеле, так на газовом топливе. Это обеспечит примерно 2,5 руб. экономии на километр пути. Д.В. Иевлев подчеркивает, что компания уже закупила 20 машин марки ГАЗ и готова поставить на них газобаллонные установки.

Ссылка на основную публикацию