Беспилотные грузовики могут скоро появиться на трассе «Нева»

Трасса «Нева» (М 11) готовиться стать экспериментальной площадкой для нового правового режима в связи с запуском по дороге беспилотных грузовиков.

Ранее мы уже писали, что трасса М-11 станет первой дорогой, где будет запущено движение грузовиков-беспилотников: Когда по трассе М-11 поедут беспилотные грузовики?. Появились новые подробности, о которых мы расскажем ниже.

Проект Постановления был предложен  министерством экономического развития. В нем речь идет о том, чтобы установить экспериментальный правовой режим для беспилотных грузовых автомобилей на трассе М-11.

Беспилотные грузовики в России

Этот документ, точнее его проект, находится в открытом доступе на сайте с нормативными правовыми актами. Инициаторами этой идеи выступили «Российские автодороги», концерн «КАМАЗ» и др. Площадкой для формирования инициативы выступила «Ассоциация «Цифровой транспорт и логистика». И вполне вероятно,  что уже к осени текущего года проект будет одобрен.

На сегодняшний день проект проходит стадию ознакомления среди глав министерств: транспорта, торговли и внутренних дел. Его реализация будет проходить на средства инициаторов, однако налоговые льготы при этом не предусмотрены.

Если Правительством будет одобрен экспериментальный правовой режим в области использования беспилотного грузового транспорта и цифровых решений для их работы, то на трассе «Нева» для подобных тестов будут выделены отдельные участки федеральной трассы.

Инициативе было присвоено название «Беспилотных логистических коридоров» (БЛК) и в случае ее поддержки для компаний-участников открываются возможности по разнообразному тестированию грузовых беспилотников.

Это может быть такой вариант работы автомобильного грузовика с водителем, когда инструктор присутствует в кабине, но не вмешивается в управление грузовика-беспилотника. А также вариант, когда беспилотный грузовик выходит на трассу без водителя, при этом находится на постоянном контроле удаленного оператора.

Беспилотные грузовики

Грузовой беспилотник, находящийся под контролем оператора, может быть остановлен в любой момент, благодаря своему программному обеспечению. Поэтому за других участников движения на федеральной трассе можно будет не волноваться.

Каждый грузовик-беспилотник проходит предварительный тест на испытательном полигоне. Таким образом, он подтверждает свою безопасность и полностью соответствует всем пунктам тех. регламента, заявленного со стороны Таможенного Союза.

Помимо этого, перед каждым рейсом все беспилотные грузовые автомобили проходят проверку на техническую исправность. И уже в процессе работы состояние каждого грузовика-беспилотника контролируется специальной системой диагностики ТС.

Предполагается, что отдельная логистическая полоса для беспилотного грузового транспорта на М 11 будет выделена через пару лет.

Решение такой непростой задачи  требует в первую очередь разрешения вопросов правового регулирования. И ввод такого экспериментального режима в ближайшие три года позволит протестировать цифровые нововведения в  рамках работы беспилотных грузовых автомобилей.

Сюда входят и проектирование «ВАТС» (высокоавтоматизированных ТС), их производство, а также применение на дорогах общего пользования. Кроме того, грузовым беспилотникам потребуется специальная инфраструктура, технические сервисы, в т. ч. и по оказанию логистических услуг.

Поэтому такой тестовый проект не ограничивается лишь беспилотными грузовиками. Он охватывает магистрали, федеральные трассы, по которым будут передвигаться грузовые беспилотники, всех прочих участников дорожного движения, составляющих цепочку транспортировки груза.

Свое участие в проекте по внедрению и использованию беспилотного грузового транспорта уже согласовали: НПО «СтарЛайн», «КАМАЗ», «Globaltruck Logistic», » Магнит» и госкомпания «АВТОДОР».

По мнению директора Департамента развития цифровой экономики (Минэкономразвития РФ), А.В. Дюбанова такой тестовый правовой режим на трассе М11 даст возможность увидеть работу грузовиков-беспилотников в естественных транспортных условиях.

Сразу станет понятно, как использовать технологии беспилотных грузовиков в коммерческом формате, и какие могут возникнуть вопросы в рамках правового поля. В дальнейшей работе они будут учтены при корректировке текущей законодательной практики.

Экспериментальный правовой режим будет действовать в течение 3 лет, и каждый участник этого эксперимента обязуется оформить страховую ответственность на каждый грузовик-беспилотник на сумму не ниже 10 млн. руб.

Такие действия нужны для предупреждения случаев нанесения вреда здоровью и имуществу иных лиц-участников дорожного движения. Аналогичную работу  сегодня можно наблюдать у компании «Яндекс. Испытания» по пассажирским перевозкам. Пока аварийных ситуаций, либо жалоб со стороны пассажиров не поступало.

По мнению замминистра транспорта РФ, Д.В. Баканова, любая новая разработка, технология несет с собой риски в плане безопасности. Поэтому задача государства найти правильный подход по темпу внедрения беспилотных грузовиков в общественную жизнь. И здесь важно соблюсти интересы, как разработчика, так и всех остальных участников данного процесса.

Беспилотные грузовики в России

Установление экспериментального правового режима для беспилотных грузовых автомобилей неизбежно подразумевает юридический риск со стороны государства. Нужно подготовить логистические коридоры, разработать и принять нормативные акты, которые будут регулировать данную деятельность. И все необходимо делать единовременно, опираясь лишь на результаты тестов и скромную практику.

Сам проект в целом подразумевает то, что финансовая поддержка со стороны государства поможет организовать «умную дорогу» для безопасного передвижения грузовых грузовых беспилотников по российским магистралям. «Уверены, что и производители нас не подведут: беспилотные грузовики будут выпускаться и проходить все необходимые проверки»- поделился замминистра транспорта Д.В. Баканов.

Исполнительный директор « Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» П.М. Давыдова уверена, что сфера транспорта — это передовик в области применения экспериментальных правовых режимов (ЭПР).

Сегодня действует порядка трех инициатив, еще ряд любопытных проектов — в процессе согласования. Но, несомненно,  тестовый режим на трассе М11 это отдельная история. Здесь каждый участник проекта имеет свои интересы и обязанности. Сейчас нам важно опробовать процесс перевозки груза в полном цикле, так, как все будет происходить на самом деле. Само собой с участием процессов цифровизации.

Еще годом ранее крупнейшие участники данного проекта объединились и работали сообща над созданием ЭПР. Насыщенная деятельность происходила в рамках «Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика». «И здесь огромную поддержку оказало Министерство транспорта.

Благодаря его участию и поддержке сегодня мы можем видеть проект по внедрению беспилотного грузового транспорта в действии»- подчеркнула исполнительный директор « Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» П.М. Давыдова.

И.Ф. Гумеров, зам. генерального директора, директор по развитию «КАМАЗа» отметил, что проект по внедерению беспилотных грузовых автомобилей дает отличную возможность для апробирования «КАМАЗ» — ких разработок на общественных дорогах.

Это тот самый важный уровень, который идет сразу за тестовыми испытаниями грузовика-беспилотника на наших закрытых площадках. Сегодняшний эксперимент с беспилотными грузовиками на трассе «Нева», проработка разнообразных технических решений, поможет в кратчайшие сроки и минимальными государственными затратами перевести проект с трассы М11 на все остальные в России.

Беспилотные грузовики в России

По словам руководителя по поставкам и логистике сети «Магнит» Ф. Павловского, работа беспилотных грузовиков на доставке это хороший шанс для проверки, насколько в целом устойчива такая бизнес — модель и возможность практического подтверждения экономического будущего для подобных инициатив.

Грузовые беспилотники в России обладают большим потенциалом для сокращения транспортных затрат путем  организации регулярной, автоматизированной транспортировки грузов по трассам РФ.

С точки зрения экологии такие грузовики-беспилотники имеют несравнимо больше плюсов. Кроме того, повышается и общий уровень безопасности для всех участников дорожного движения. По большому счёту то, что мы сегодня наблюдаем — это зарождение совершенно нового формата в организации процесса логистики.

Это будет новейший сегмент для  коммерческого бизнеса и здесь дело не только в повышенной безопасности.

Предварительные статистические расчеты свидетельствуют о том, что с внедрением беспилотных грузовиков на общественных магистралях произойдет снижение топливных затрат примерно на 28%. И, конечно же, в оплате труда водителей ожидается экономия в размере 30%.

Пока на трассе «Нева» присутствует лишь разработка масштабного проекта по движению беспилотных грузовых автомобилей. Но Правительство РФ уже обозначило четкую задачу по развитию данного сегмента.

Предполагается, что через 8 лет около 19 с лишним тысяч километров наших трасс будут охвачены беспилотными грузовиками. И все, что сегодня проходит обкатку на «Неве», в дальнейшем окажется в основе большей части российских автодорог.

Здесь имеются в виду технологии эксплуатации беспилотного грузового транспорта, обеспечение нужной инфраструктуры на трассах России. И в конечном итоге Российская Федерация запустит масштабную транспортировку грузов с помощью грузовых беспилотников по дорогам всей страны. Ну как тут не вспомнить Остапа Бендера с его обещаниями межпланетного шахматного турнира!

А если серьезно, то еще в конце 2021 года Правительство РФ утвердило стратегию т.н. «цифровой трансформации». В ее рамках уже работают шесть проектов и три интересные инициативы, касательно беспилотных грузовиков. Их использование предполагается не только на дорогах нашей страны, но еще и на водном и воздушном пространствах.

Инициативы по внедрению грузовиков-беспилотников, среди прочих 42 пунктов, были включены в список по социальному и экономическому развитию России на ближайшие 8 лет. Они уже прошли утверждение у премьер-министра РФ, М. В. Мишустина.

Ссылка на основную публикацию