На декабрь 2021 года было запланировано подписание странами-членами ЕАЭС соглашения по грузоперевозкам на территории Союза навигационных пломб. На днях Евразийской экономической комиссией была утверждена «дорожная карта» по применению данных средств идентификации. Важным пунктом является необходимость наложения навигационных пломб при грузовых перевозках как внутри ЕАЭС, так и в случае ввоза грузов с территории сторонних государств, по словам одного из членов ЕЭК.
В России оператором пломбирования выступает ООО «Центр развития цифровых платформ». Организация в данный момент занимается подготовкой пилотного проекта нововведения совместно с Финляндией.
Ожидается, что в ходе апробации с территории финского государства отправится автомобиль с установленной в грузовом отсеке навигационной пломбой. Снятие устройства должно произойти уже в России на КПП «Торфяновка».
После внедрения проекта использование навигационных устройств должно обеспечить перемещение грузовых машин по международным транспортным коридорам без задержек и лишних остановок. При чем проезд будет возможен через территории любых стран, а не только входящих в состав ЕАЭС.
Проверка водителей на наркотики
На сегодняшний день Минздрав определил процедуру тестирования водителей на предмет употребления наркотических веществ.
Ранее ведомство планировало проверять каждого водителя на наркотики и хронический алкоголизм при получении соответствующей медсправки. Однако инициатива так и не вступила в силу, несмотря на неоднократное рассмотрение. К концу текущего года Министерство здравоохранения все-таки подготовило новую версию приказа, который2 вступит в силу с 01.03.2022 года. Согласно тексту приказа, сдавать анализы на употребление алкоголя и наркотических средств будут только водители с явными признаками наличия зависимостей, а именно: тремор кистей рук, следы от уколов, заторможенные реакции, неадекватное поведение и т. д.
Направление на диагностику будет выдавать специалист психиатр-нарколог. В случае подтверждения подозрений это же врач должен будет решить вопрос с допуском водителя к управлению автомобилем.
Однако для определенных категорий проверка на употребление запрещенных веществ будет проводиться в обязательном порядке. Мера коснется водителей, которые уже лишались прав, если при возврате предусмотрено медицинское освидетельствование и в случае лишения не только водительских прав, но и одновременно осуществления профессиональной деятельности.
Таким образом, большая часть водителей будет освобождена от теста на наличие наркотической и алкогольной зависимостей, и процедура оформления медицинской справки останется прежней. Как следствие, сильного удорожания прохождения медосмотра не предвидится.
Фотографирование машины и экспертов при техосмотре
В марте этого года было введено новшество относительно фотографий своего транспортного средства при прохождении техосмотра, согласно которому на пункте ТО необходимо сделать два фото машины: спереди перед прохождением проверки и сзади после окончания диагностических процедур. Геолокация фотоснимков при этом должна быть отправлена в информационную систему. В противном случае, диагностическая карта не будет выдана автовладельцу на руки.
Через некоторое время после вступления в силу этого требования оказалось, что недобросовестные водители подделывают фотографии и отправляют их с фальшивыми координатами. После выявления фактов такого подлога было решено ужесточить систему фотофиксации прохождения обязательного техосмотра.
С 01.03.2022 после прохождения ТО будут приниматься фотоснимки не только автомобиля, но и сотрудника, проводившего диагностику, рядом. В случае техосмотра тягачей эксперт может присутствовать только на второй фотографии, позади ТС.
Важно! Фотография должна быть сделана исключительно внутри пункта техосмотра. Допускается снимать машину на роликовом стенде для диагностики состояния тормозных колодок, если процедуру проводят на передвижной линии.
В документе четко указано, что запрещается любое редактирование сделанных снимков.
Однако есть и послабления в документе: от собственников большинства легковых транспортных средств не будут требовать обязательного прохождения ТО.
На сегодняшний день законопроект уже прошел первое чтение.
Будет ли разделение на профессионалов и любителей?
Два года назад Минтранс предложил создать специальную программу обучения водителей-профессионалов. Это значит, что курсы в автошколе должны состоять из двух этапов: первый для всех, кто получает права для управления личным автотранспортном, а второй этап должны проходить дополнительно те, кто планирует работать водителем. В этом случае по окончании учебы должно выдаваться соответствующее свидетельство об освоении водительской профессии, а не только удостоверение. Документ давал бы право работать водителем на протяжении 5 лет, по истечении которых свою квалификацию нужно было бы подтверждать переэкзаменовкой.
Однако на тот момент инициатива не была поддержана другими ведомствами, включая Минэкономразвития и МВД.
Сегодня Общественная палата склоняется к мнению, что стоит снова поднять вопрос о разделении водительской деятельности на любительскую и профессиональную. Будет ли создан соответствующий законопроект пока не известно.
Продление трассы «Москва-Казань»
В 2024 году открывается новая дорога «Москва-Казань», которая тогда же будет продлена до Екатеринбурга. Также известно, что позднее трасса проследует в Тюмень и Челябинск.
По словам М. Хуснуллина, запланировано, что обновленная магистраль будет следовать и до Новосибирска. Это создаст условия для нового выхода к границе России с Монголией.
Ожидается выпуск малотоннажного «КамАЗа»
В начале 2022 года завод «КамАЗ» готовит выход новых грузовых машин. В Москве и области начнут продаваться две новые модели на 9,5 т и 11,99 т полной массы, которые носят название «Компас-9» и «Компас-12», соответственно. Во второй половине года в продажу начнут поступать машины на 5,5 т полной массы («Компас-5») и шеститонная модель «Компас-6». Позднее, в 2023 году, запланирован выпуск самого легкого грузовика – всего на 3 т – «Компас-3».
Подорожание топлива с 2022 года
Российский топливный союз предупреждает автовладельцев о скачке цен на топливо с наступлением нового года. Предпосылками для этого можно считать:
- снижение экспортных пошлин (повышение объемов экспортируемых нефтепродуктов провоцирует их дефицит на внутреннем рынке);
- ставки по акцизам на топливо традиционно возрастут с 1 января (это обязательно отразится на расценки внутри страны);
- с начала года внутренняя условная цена на бензин и дизель будет проиндексирована (от условной цены зависит предельная реальная цена на топливо, при этом реальный цены на бензин не могут отличаться от условной больше, чем на 10%, а для дизеля эта разница составляет 20%. Таким образом, при росте условной цены увеличивается и предел реальной стоимости топлива на рынке).
Российский топливный союз рекомендует Правительству сначала отработать механизм демпфирования во избежание резкого удорожания нефтепродуктов. Тем не менее, скорей всего сдерживающие меры будут предприняты уже после «неожиданного» скачка цен на топливо в стране.