Электронный путевой лист: стартуем с 1 марта 2023 года

Несколько месяцев назад по стране прокатилась новость, касательно новых путевых листов. Напомним, что в соответствии со статьей 6 (часть 2) Федерального закона № 259 от 08 ноября 2007 года, оформление путевого листа является обязательным для каждой организации, которая занимается перевозками пассажиров, их багажа и грузов.

Обычно он используется для учета рабочего времени водителя, расхода ГСМ и подсчета пробега транспортного средства за время работы. Его отсутствие при осуществлении грузоперевозок влечет за собой штраф (в 2022 году он составляет 500 рублей). Также штраф может быть выписан и за ненадлежащее оформление путевого листа. Например, отсутствие отметки от медицинского работника повлечет за собой штраф на уже более серьёзные суммы.

Путевой лист

О том, что важные для перевозчика документы теперь можно будет оформлять в электронном виде, разговоры шли уже давно. И вот недавно Министерство транспорта РФ утвердило приказ, который предусматривает оформление электронных путевых листов.

Но это не значит, что бумажный вариант окончательно и бесповоротно уходит в прошлое. Новый порядок начнет действовать с 1 марта следующего года и предписывает использовать как традиционные путевые листы, так и их электронный вариант.

Для отладки данного процесса по распоряжению Правительства РФ с сентября 2022 года была принята в работу «ГИС ЭПД» (Государственная инфосистема электронных перевозочных документов), которая включает в себя пока еще три транспортных документа в виде накладной, ведомости и заказ-наряда. С марта 2023 года к этому списку добавятся еще и договор фрахтования, и форма заявки.

Параллельно с документальной составляющей, работа ведется и в рамках нормативно-правового обеспечения работы данной системы. Основные задачи сегодня можно считать выполненными, а недостающие приказы по прочим видам документов Минтранс, вероятнее всего, успеет утвердить до марта следующего года.

Кроме самой электронной формы и нормативной базы для использования подобного документооборота, формат нового путевого листа должен быть утвержден Федеральной налоговой службой. Помимо этого, в поле зрения Минтранса остаются и проведение медосмотров водителей до начала работы, а также по ее завершению. Эти данные также предполагается вносить в электронный путевой лист и закреплять их соответствующей подписью, опять же электронного формата.

Как уже было сказано, такой порядок с 1 марта не отменяет привычные всем бумажные носители. Переход от бумажных экземпляров к полностью электронному документообороту планируется постепенно, поэтапно. Официальное распоряжение по этому вопросу будет иметь силу вплоть до 01 марта 2029 года, однако многие аналитики сходятся во мнении, что на практике процесс ухода от бумажных документов произойдет намного раньше. Уже к 2024-му году планируется в обязательном порядке внедрить электронную транспортную накладную, а вслед за ней, ожидаемо, подтянутся и другие документы.

Но, вернемся к текущему положению дел и ближайшему будущему, которое наступит сразу по завершении календарной зимы. В оформлении путевого листа есть несколько важных моментов, которые должны быть соблюдены:

  • При заполнении документа появится реквизит «сведения о лице, оформившем путевой лист». В случае если транспортное средство было взято в аренду, то обязанность оформления необходимых документов будет лежать на арендодателе;
  • Еще до выезда водителя в рейс путевой лист уже должен быть заполнен;
  • Указываются сведения и о виде перевозки. Коммерческая транспортировка может быть: регулярной/разовой перевозкой груза по договору/пассажирской. Это может быть использование автобусов или грузового транспорта для собственных нужд. Кроме этого отдельной строкой отмечается работа спецсредств;
  • Вид сообщения: городское/пригородное/междугородное. Если требуется внести дополнительные сведения, относящиеся к перевозке или особенностям груза, такая возможность в электронном формате также предусмотрена;
  • Отдельным пунктом выделен порядок занесения в путевой лист показаний одометра, числа и времени работы водителя. По ныне действующему распоряжению если на один грузовой автомобиль оформляют сразу несколько путевых листов, то все сведения будут записаны в лист к первому водителю. Когда работа будет завершена, аналогичная запись вносится уже в лист водителя, вышедшего в рейс крайним. С введением новых правил, вся информация будет проставляться отдельно в листе у каждого водителя, и заверяться она должна с использованием электронной подписи ответственного лица;
  • Оформив путевой лист, вне зависимости от его формы (электронной или бумажной), он должен быть предъявлен для проверки стороне, отправляющей груз;
  • Также в электронном виде должны отображаться сведения о проведенном медосмотре для водителя и состоянии транспортного средства. В свою очередь такая практика может дать толчок к развитию организации медицинских осмотров в удаленном формате.
Ссылка на основную публикацию