Государство пообещало транспортникам 4 триллиона рублей в ближайшие три года.
С 15 по 17 ноября 2022 года в Москве прошел 16-й международный форум «Транспорт России», в котором принял участие премьер-министр РФ – М. Мишустин. Он успел осмотреть выставку, провести выступление в рамках семинара «Стратегия роста в новых условиях», озвучить новые правительственные задачи, не обошлось и без вручения государственных наград и знаков отличия для работников транспортной отрасли.
Председатель Правительства особо уделил внимание вопросам развития сферы автомобильных грузоперевозок в условиях санкционных ограничений, а также подчеркнул важность скорейшего перехода к обособленности российской транспортной системы от внешних тенденций.
Помимо этого М. Мишустин напомнил коллегам о том, что Правительство РФ активно содействует процессам импортозамещения и стремится оказывать грузоперевозчикам всю необходимую поддержку.
Во время проведения заседания премьер-министр напомнил, что президент обозначил транспортную отрасль России как главный катализатор для развития всей экономики, поскольку она обслуживает логистические коридоры для сферы бизнеса, обеспечивает сотни граждан рабочими местами, а также делает взаимодействие городов и регионов более комфортным.
По словам главы кабинета министров «в условиях санкционных ограничений необходимо поддерживать устойчивую работу сферы грузовых перевозок сферы, успевать быстро и, при этом, максимально гибко, реагировать на изменчивую ситуацию. Также следует учитывать и новые логистические схемы движения транспорта, которым пришлось перестроиться на юго-восточные направления».
А также премьер-министр заявил, что на текущий год в бюджете заложено свыше 1 трлн. рублей для смягчения негативного влияния на транспортную структуру и первоначально уже выделялось более полутриллиона рублей, которые охватили более десятка важнейших отраслей сферы грузовых перевозок.
Все перечисленные действия оказались не напрасными, поскольку и сегодня, несмотря на непростое экономическое положение, грузоперевозчики продолжают обеспечивать работу, как коммерческих структур, так и граждан, которые ежедневно используют самые разнообразные товары и услуги.
От того, насколько эффективно будет работать сфера грузоперевозок, зависит и реализация национальных планов, которые были обозначены президентом на ближайший 10-летний период.
Ключевыми задачами для государства сегодня стали: увеличение грузоперевозок, укрепление обобщенности и транспортной взаимосвязи регионов по всей стране, а также повышение уровня мобильности граждан. На все эти планы в ближайшие два-три года правительство планирует потратить порядка 4 трлн. рублей.
«Часть из этих средств обязательно пойдут на развитие отечественного машиностроения» — уверенно заявляют специалисты от автобизнеса банка «Открытие» — «Открытие Авто». Изменения, которым подвергся грузовой автомобильный рынок, создали благоприятную почву для развития сборки китайских машин под отечественной маркой.
Само собой – с определенной долей адаптации. Так, недавно в подобном формате стартовал выпуск «Evolute». Это новый российско-китайский бренд электромобилей, родом из Липецка. Его модельный ряд будет включать в себя продукцию разнообразных марок китайских предприятий «Dongfeng» и «Sokon».Сейчас «Evolute» доступен уже в семи городах России, к концу года обещают собрать порядка двух тысяч экземпляров, а его стоимость составит около 3 млн. рублей.
После введения агрессивной санкционной политики западные производители оставили свои производственные мощности, и ушли из России. Сейчас стоит задача адаптации этих технических возможностей под нужды российско-китайских совместных предприятий.
Если говорить о разработке отечественных автомобилей, то дело это весьма небыстрое. Кроме того, еще и не дешевое. Поэтому в ближайших перспективах приоритет отдается российско-китайскому партнерству, а на будущее рассматривается собственное производство на площадках «АвтоВАЗа» и «Москвича».
С одной стороны размер денежных вливаний в сферу грузовых перевозок поражает своим размером, с другой – важен не столько объем инвестиций, сколько их грамотное использование. «Можно выделить баснословные деньги, но видимого эффекта от них вы не получите. Все зависит от их правильного распределения и качественного использования на местах» — поделился мнением А. Кочетков, ведущий специалист-аналитик компании «Открытие».
С его точки зрения средства, обещанные М. Мишустиным, будут в первую очередь затрагивать отладку транзитных путей и каналов экспорта. Однако на сегодняшний день это еще не самые острые вопросы в сфере транспорта.
Как показала практика, большинство российских грузоперевозчиков вполне оперативно перестроились на новый формат работы и уже активно трудятся на новых маршрутах. Правда, восточные портовые города оказались слабо подготовлены к наплыву дополнительного количества грузов, поэтому на них бы следовало обратить самое пристальное внимание.
И, получается, что возможности России на своих восточных территориях проработаны значительно слабее, в сравнении с западными регионами. Уже сегодня допускается простой судов с иностранными товарами народного потребления и ожидание разгрузки в порту Владивостока может доходить до нескольких недель.
А после возникают трудности с транзитом всех пришедших грузов на европейскую территорию России, что влечет за собой задержки и срывы сроков поставок товаров.
Некоторое время назад Правительство уже обращало свое внимание на Байкало-Амурскую магистраль и ее работу для доставки коммерческих грузов, однако пока говорить о ее полном восстановлении и полноценной работе – преждевременно. И вот уже вырисовываются как минимум два критически важных вопроса, которые следовало бы решать незамедлительно.
А вслед за ними идет и необходимость не только решительных планов и впечатляющих цифр, но и эффективного использования выделенных средств. Без создания механизмов контроля и грамотного распределения финансирования, личной ответственности за исполнение проектов, эффекта от вложенных средств будет мало.
По мнению руководителя маркетингового агентства «ST Agency», Е. Соколовской, в нынешней ситуации наиболее актуальными являются три вопроса: экспортная логистика, нарушение сроков доставки грузов и внесение за них денежных средств. С момента введения санкций многие зарубежные транспортные компании перестали доставлять грузы в Россию.
Число западных компаний, оставшихся для сотрудничества, сегодня крайне мало. И получается, что отсутствие возможности приобрести импортный товар ведет за собой просрочки по доставке товаров, выплату неустоек и потерю репутации среди клиентов.
В таком непростом положении кто-то спешит сменить поставщиков и обращает свое внимание на компании из России и стран СНГ. А кто-то и сам решает возглавить собственное производство. Сегодня государственная поддержка для бизнеса есть и распространяется она на самые разнообразные сферы занятости, кроме того, их список постоянно увеличивается.
Только вот провести некую систематизацию и унифицировать помощь для всякой коммерческой отрасли едва ли возможно. Любая отдельная область требует адресной помощи, поскольку круг проблем у каждого свой. Вот и получается, что организации пытаются объединяться, совместно справляясь с текущими сложностями.
А некоторые даже выходят на политический уровень в попытках решить насущные вопросы. Только вот достучаться до государственных структур получается далеко не у всех.