Государство заплатит автомобильным перевозчикам?!

Ассоциация грузоперевозчиков России направила в адрес главы кабинета министров РФ документ, где от лица всех российских перевозчиков была выказана просьба о введении транспортной компенсации (т.н. «демпфера»). С увеличением стоимости топлива у компаний отметился рост затрат на свои услуги, а более дорогая стоимость грузоперевозок напрямую оказывает влияние на цену товара.

В письме предлагается провести аналогичные меры с мероприятиями в нефтяной отрасли. Речь идет о том, чтобы правительство компенсировало расходы перевозчиков, а те в ответ – не повышали цены на перевозки. Такая мера поддержки, по предварительным подсчетам, может обойтись государству в сумму свыше десяти триллионов рублей и едва ли она будет принята, учитывая какое нынче непростое время.

Перевозчики акцентируют внимание на удорожании топлива за последние несколько месяцев. В среднем увеличение его стоимости составило 8 процентов. Кроме того, на АЗС постепенно сворачивают разнообразные скидки и бонусные программы, которые ранее давали хорошую экономию транспортным компаниям. И, как закономерный итог, перевозчики повышают цены на свои услуги, а вслед за ними наблюдается и активный рост розничных цен.

Автомобильные грузоперевозки

Анализируя итоги первого полугодия 2023 г., можно отметить 38-процентный рост цен на самых популярных направлениях грузоперевозок.

Сегодня, в среднем, провезти груз на 20 тонном грузовике будет стоить около 50 рублей за 1 километр.

«Себестоимость перевозки грузов растет, увеличивается база в фонде зарплаты для сотрудников, плюс ТО, расходные материалы, налоги и др. Поэтому предложение о транспортном демпфере как нельзя кстати» — поделился мнением руководитель «АльянсАвто», Морозов А.Н.

За последние несколько месяцев отдельные регионы уже могли наблюдать дефицит топлива и завышенные цены. Закупка бензина по оптовым ценам фактически шла на рекорд, не отставала и розничная стоимость, что ощутили на себе многие перевозчики. Так, в середине ноября 2023 г. цена за тонну АИ-92 — около 70.000, АИ-95 – 75.800, дизельное топливо – 73.600 рублей.

Розница также не дает надежды на снижение цен: по данным «Росстат» только за первую неделю ноября стоимость изменилась с 54,83 до 55,22 за один литр. А дизельное топливо прибавило более рубля: было – 61.58, стало – 62,64.

Ассоциация грузоперевозчиков России в своем письме внесло предложение о проработке и оформлении соглашения государства с перевозчиками, чтобы получать компенсацию за высокую стоимость перевозок. Так называемый демпферный механизм был введен еще в 2019 году.

Ежегодно кабинет министров устанавливает условную цену на топливо, также берется во внимание мировая стоимость. Из последней вычитаются затраты на перевозку плюс размер вывозной пошлины. И далее оценивается разница между этими двумя показателями. Если мировая стоимость бензина опережает условную, в этом случае государство предоставляет субсидии через налоговый вычет.

Сегодня идет заметное повышение цен не только на запчасти, но и на саму технику. Кроме того, логическим продолжением такой тенденции следует увеличение оплаты труда водителей-дальнобойщиков. Отсюда следует и рост ставок. Но и государство пристально следит за текущей ситуацией и, например, в секторе нефтяного демпфера, уже наметились тенденции на снижение.

Напомним, что уже к началу осени 2023 г. правительство сообщало о возможном сокращении компенсаций для нефтяников.

Поэтому стоит ли ожидать таких преференций для транспортников? Вопрос пока остается открытым.

По данным статистики сегодня в РФ работает порядка 800 тысяч грузовиков, которые за год набирают по 80.000 км пробега.

Если сравнивать с западными странами, там цена за один километр варьируется от 1,5 до 2,5 евро.

По мнению большинства руководителей транспортных компаний, опрошенных нами, перевозчики все же должны надеяться в большей степени на себя и все издержки включать в стоимость услуг. Сегодня в сложном положении оказались те компании, которые не рассчитали свои силы в исполнении долгосрочных обязательств по кредитам, а следовало бы учитывать эти риски.

Но всегда можно найти альтернативные способы решить данную ситуацию: это может быть временное снижение налоговой базы, приостановка тарифов в «Платоне» или же выплата компенсации при проезде по платным участкам автодорог. Воспользуется ли государство хотя бы одним из этих способов? Время покажет.

Ссылка на основную публикацию