С января 2022 года начала действовать инициатива правительства в отношении электронного документооборота в сфере автомобильных грузоперевозок.
Теперь в цифровой формат можно будет разместить товарную накладную, заказ-наряд и ведомость.
Удобство заключается в том, что при проведении проверок надзорными органами, водитель-дальнобойщик сможет предъявить необходимые документы, не боясь утери или порчи бумажного варианта. Такие документы невозможно будет потерять, где-то забыть или перепутать. Однако, есть нюанс: еще не все службы готовы к таким взаимодействиям и пока система действует лишь в формате теста.
Технически процесс оформления должен проходить через оператора электронного документооборота (ЭДО), который имеет соответствующий допуск к этой деятельности. Осенью 2020 года уже осуществлялся пробный запуск такой системы. Проводился сбор документов, далее они поступали в единую гос. систему. К которой, в свою очередь, уже имели доступ известные надзорные ведомства: «РосТрансНадзор», ФНС и др.
Какие документы должны быть представлены: это документ грузоотправителя и грузополучателя, информация о перевозчике (выдаче и приеме груза). Идентификаторы от ФНС уже будет присваивать сам оператор. Помимо этой обязательной документации, можно будет предоставлять добавочную информацию, касательно замены водителя-дальнобойщика, стоимости транспортировки груза и др. Каждый файл заверяется электронной подписью с обеих сторон.
Однако на сегодняшний день еще не произошло утверждение самих операторов ЭДО. Пока правительство определилось лишь с базовыми требованиями к исполнителям. Это действующие активы (не менее чем триста млн. рублей), наличие телекоммуникационного оборудования в собственном владении, технических возможностей для работы с электронной подписью и др.
Помимо этого, необходимые устройства для проведения проверок должны быть переданы сотрудникам ГИБДД. А еще ранее – проведено обучение и необходимый инструктаж.
Очень желательно и наличие тестового периода, пока все оборудование будет проходить отработку в режиме реального времени. Такой эксперимент однозначно не должен затруднять текущую работу автомобильных перевозчиков на дорогах. Поэтому пока документы в бумажном виде сохраняют за собой приоритет. В настоящий момент следует набраться терпения и подождать внедрения электронного документооборота еще некоторое время.