Как сегодня работают автомобильные грузоперевозчики в условиях санкций?

Содержание

С момента начала санкционной политики в отношении России со стороны европейских стран было перекрыто  движение для грузовых автомобилей, и для перевозчиков настали сложные времена. Часть компаний смогла переключиться на работу внутри России, а отдельные транспортные компании просто были вынуждены свернуть свою деятельность.

Ранее от многих автомобильных грузоперевозчиков звучали призывы присмотреться к опыту республики Беларусь, где зарубежный перевозчик оставлял груз на складе временного хранения и далее он перегружался в автомобили местных компаний.

Таможенный контроль

Но с 10 октября в РФ начал действовать запрет на транспортировку грузов иавтомобилями иностранных транспортных компаний. В связи с чем, в некоторых областях сформировалось особенно непростое положение.

«На границе тучи ходят хмуро…»

Когда было выпущено Постановление правительства о запрете транспортировки грузов по территории России с помощью грузовых автомобилей, чья регистрация принадлежит странам ЕС, несколько территорий данный запрет миновал. В первую очередь это коснулось Псковской области, которая прилегает к западным границам России.

В ней были сформированы 8 складов временного хранения, до которых могли доехать зарубежные грузовые автомобили. Далее предполагалась обязательная передача груза в адрес российской транспортной компании, которая могла бы перевезти его до места назначения, а также прохождение всех необходимых таможенных процедур.

Всего под такое разрешение попали 4 района: Псковский, Себежский, Печорский и Пыталовский.

По словам председателя Ассоциации перевозчиков в Псковской области, В. Семенова, через Псковскую область проходит основной поток грузов из Европы.  Конечно, для самой области такое исключение только во благо. Сохранены рабочие места, привезенный товар не простаивает в зарубежных фурах. «Только вот мы теперь, скорее дверь, а не окно в Европу» — сообщил он.

«Изначально возможностей было на порядок меньше, а после того, как было принято Постановление, работа оживилась» — делится впечатлениями представитель компании-перевозчика Д. Баулин.

Конечно, в первые дни было тихо, транспортные компании только успели ознакомиться с текстом Постановления и пытались сообразить, как это все будет работать на практике. А уже позже работа закрутилась в полную силу.

Вернулись давние партнеры, которые были вынуждены временно прекратить свою работу  по причине санкций. Кроме них, можно отметить и появление новых клиентов. Работа начала налаживаться.

Основной поток грузовых автомобилей пока еще только ожидается. Многие компании опасаются отправлять груз в дорогу, поэтому сейчас они заняли выжидательную позицию и просто наблюдают.

Но отгрузки идут, работа на месте не стоит. В отдельных случаях были прецеденты, когда грузовая машина уже стояла на границе и получала сообщение о том, что по территории РФ уже проехать не получится. В таких ситуациях приходилось в срочном порядке искать российскую транспортную компанию, кто мог бы взять груз и доставить по назначению.

Общественная организация «Опора России» и ее региональный руководитель В. Лесников  отмечает, что сегодня уже зарубежные отправители стремятся найти российских автомобильных перевозчиков, которые могли бы взяться за доставку груза.

Иностранные связи налаживаются, восстанавливаются контакты среди грузоперевозчиков. «Зарубежные компании могут обращаться и в Организацию по международным перевозкам, и в «Опору России». Мы всегда готовы подсказать оптимальное решение для каждого, конкретного перевозчика.

Таможенный контроль

Сегодня все грузовые автомобили, находившиеся в вынужденном простое, вновь в строю» — рассказал В. Лесников. В нынешних условиях работы определенно хватит на всех, поток входящих товаров и грузов будет возрастать, даже несмотря на санкции.

За чей счет банкет?

Как выглядит новая схема транспортировки грузов? В первую очередь перевозчик должен указать тот склад временного хранения, до которого он следует, и передать данную информацию на таможне.

По прибытию на место – оформляются транспортные документы, а далее груз передается уже российскому перевозчику. А сам водитель отправляется в обратный путь. Оформить документы о прохождении таможенного досмотра и уплате таможенной пошлины можно через таможенного представителя (брокера) прямо на складе, после чего груз будет отправлен конечному потребителю.

Однако сегодня местные власти не спешат передавать все полномочия таможенного оформления в ведение складов временного хранения (Псковская область). Есть большой риск того, что большой грузопоток создаст затруднение движения и большие очереди.

Возможно, конечно, со временем функционал временных складов будет расширен, но пока работа идет без  каких-либо изменений и не предполагает нововведений в ближайшее время.

Вынужденная перегрузка товаров сегодня добавила автомобильным перевозчикам еще одну статью расходов. Нужно оплатить и въезд автомобиля на территорию склада, его размещение во временном пункте, заложить затраты и на саму перегрузку.

Несколько цифр для понимания ситуации:  сегодня чтобы выгрузить 1 тонну товара потребуется оплатить до 850 рублей. Аналогичная стоимость и для погрузки. То есть, чтобы выгрузить тонну товара из прибывшей фуры и разместить его уже в грузовике с российскими номерами потребуется внести в казну в среднем 1400-1500 рублей.

Получается, для 20-тонной фуры сумма по перегрузке товара составит примерно 30 тыс. рублей. И это далеко не предел.

И не секрет, что такие расходы будут закладываться в стоимость транспортировки груза. А это в свою очередь может повлечь за собой рост цен уже для потребителя на местах. «Все дополнительные расходы всегда ложатся на плечи компании-заказчика. Случаев, когда такую оплату вносит компания-отправитель – крайне немного» — сообщил Д. Баулин.

В. Лесников уточняет, что после того, как Постановление вступило в силу, наблюдается небольшое удорожание стоимости перевозки. Но такая статистика характерна скорее для рейсов, идущих с терминала временного хранения до столицы или Санкт-Петербурга, и она не является критичной.

Цепляем-перецепляем

И вот, казалось бы, открыты склады временного хранения, фуры не стоят на месте, товар перевозится и работа кипит. Но нельзя забывать про маленькие нюансы организации движения на территории России.

Таможенный контроль

Момент первый: осуществлять перецепку таможенными органами не допускается. И даже несмотря на то, что в Постановлении она упомянута. Изначально в тексте предлагалось два пути для перемещения товара: перегрузить его из зарубежной фуры в российскую, либо передать весь прицеп для дальнейшей транспортировки тягачом с номерами РФ. К слову, именно по такой схеме происходит грузооборот в республике Беларусь.

Но у российской таможни – свои порядки, Постановление здесь работает лишь частично. В связи с чем, грузы сначала выгружаются из одной фуры, затем размещаются в другую фуру, неся за собой временные и финансовые затраты.

Аргументация со стороны таможенной службы по этому поводу звучит следующим образом:  с 10 октября движение по территории России ТС, которые зарегистрированы в европейских государствах, запрещены. И точка.

По словам Д. Баулина не так давно данный вопрос активно обсуждался на профильном семинаре. При этом, многие ссылались на Таможенный Кодекс, где зарубежные прицепы допускаются к проезду по дорогам РФ, если это необходимо для полноценного завершения процесса доставки груза.

Однако таможня ссылается на распоряжение от 10 октября и поясняет, что «прицеп перецепить нельзя». Вот так вот категорично.

Второй момент связан со списком товаров, которые разрешено провозить напрямую. Туда входит свыше 60 пунктов, из них: продукты питания, лекарственные препараты и др.

Но также есть и товары, которые с обеих сторон умудрились попасть под санкции. К слову, именно по причине санкционной политики не удается сделать стыковочные рейсы эффективными. По словам В. Лесникова в данный момент ассортимент товара – минимален, возить особо и нечего.

В поисках консенсуса

Таким образом, сейчас все грузоперевозчики с нетерпением ожидают момента, когда текст Постановления и реальную работу таможенной службы приведут в единое соответствие, разрешив все разночтения.

Хотя, стоит отметить, что даже такие рабочие моменты особо не влияют на весь процесс в целом. Продолжается отгрузка, идет движение грузовых автомобилей, каждый занят своим делом.

Сегодня на склад временного хранения Псковской области  прибыл руководитель Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП, отделение «Северо-западное») Е.С. Москвичев.

Пока он наблюдает, как организован процесс передачи грузов и вероятно, позже сможет внести свои предложения касательно работы терминала. К слову, Е.С. Москвичев занимает также должность председателя комитета Госдумы по транспорту.

И будет вполне предсказуемо, если после его визита будут представлены новые инициативы касательно взаимной работы автомобильных грузоперевозчиков и таможенных органов.

Ссылка на основную публикацию