Какие изменения ожидают транспортную отрасль в 2021-м году?

Как законодательные изменения повлияют на функционирование автотранспортных компаний? Ответ на этот вопрос дал В. Филатов – зам. директора одной из самых крупных транспортных компаний России, занимающейся  сборными грузоперевозками.

— Пакет документов, регулирующий деятельность транспортного сектора, претерпевает значительные изменения. С началом года начали своё действие обновлённые правила, затрагивающие условия перевозки грузов, режима труда и отдыха перевозчиков, а также проводилась проверка возможности замены бумажного документооборота на электронный. Список нормативных актов может увеличиваться и дальше, но важно понять, как эти изменения повлияют на транспорт грузов и логистику.

Грузовой автомобиль

Издержки транспортных компаний вырастут, а значит, и расценки на грузоперевозки могут увеличиться. Мы прогнозируем, что они могут подняться на 20-25%.

Так, с 1 января 2021 года в контексте осуществления «регуляторной гильотины» перестали действовать девять постановлений Правительства РФ и тридцать один приказ Минтранспорта РФ. Правки уже были обновлены и заменены новыми правками, соответствующими текущим реалиям и тенденциям.

Рассмотрим наиболее важные изменения в законодательстве, которые уже стали действительными или должны стать таковыми в ближайшее время. И самое главное, как именно изменятся с этими правками работа транспортных компаний.

Новые правила грузоперевозки

Были обновлены и появились новые правки, соответствующие новым реалиям рынка и отрасли. Наиболее важными изменениями в законодательстве, которые или уже действуют, или будут внедрены в ближайшее время, являются:

  • Введение с 1 января обновлённых правил грузоперевозки автотранспортом решением Правительства России №2200. Он сменил приказ №272, который был установлен в этой области с 2011 года.
  • Задокументирование следующих понятий: электронные транспортная накладная, сопроводительная ведомость, перевозочный документ, заказ-наряд и правила оборота этих документов.

Для ТК это большой плюс, потому что, даже просто отказавшись от бумаги, мы прогнозируем, что сможем снизить транспортные расходы на 1%. Также значительно увеличится документооборот с клиентом, и поэтому транспортные компании станут в разы оперативней получать деньги за предоставленные услуги. Для регистрации и передачи всех необходимых документов ранее требовалось от 5 до 40 суток.

В октябре 2020 года министерство транспорта провело эксперимент по введению документов на электронном носителе, в котором приняли активное участие наиболее крупные игроки рынка. Он проводился по пяти направлениям: Москва-Пенза, Москва-Воронеж, Москва-Ниж.Новгород, Москва-Вел.Новгород и Москва-Белгород. Был выполнен классический сценарий транспортировки отправителя – получателя в ситуациях, связанных со сменой водителя на маршруте, и изменения точки разгрузки груза во время транспортировки. Всего в этом исследовании принимали 10 грузовых автомобилей, были выданы транспортные накладные в количестве 160 экземпляров и путевые листы в количестве 50-ти.

По итогам эксперимента можно отметить, что система электронного управления документами по-прежнему требует отладки и есть некоторые вопросы. Однако её введение в транспортную сеть поможет:

  • снизить затраты транспортных компаний,
  • повысить прозрачность рынка (транспарентность),
  • освободиться от водителей, некачественно выполняющих свою работу

Уже с 2022 года, после вступления важных поправок в пункте 2.1.1 ПДД,  будет возможность сделать электронные документы равными бумажным. В то же время документы на бумажном носителе не будут терять своей законодательной силы.

Также, начиная с 2021-го, изменилось оформление накладной. Документ обзавёлся новыми важными пунктами, а именно, сведеньями о заказчике и перевозчике. Эти корректировки направлены на увеличение транспарентности, но в целом носят формальный характер. В дополнение – в накладной теперь есть новая графа, отмечающая, если перевозчик — это экспедитор. Раньше многие компании обозначали экспедитора в соответствующей колонке «перевозчик», даже если он организовывал перевозку при помощи чужих ресурсов. С точки зрения закона это было неверно. А сейчас вы можете документально подтвердить, если грузоотправитель является экспедитором. В колонке же «перевозчик» по договору доставки с грузоотправителем теперь помещается компания, оказывающая услуги по доставке груза своим транспортом на основе договора с экспедитором.

Утверждённые условия работы и отдыха

Приказ Министерства транспорта № 424 от 16 октября 2020 года, вступивший в силу с начала января 2021 года, направлен на урегулирование режима труда и отдыха водителей (сокращённо, РТО). Он заменил вступивший 20 августа 2004 года в действие приказ Министерства транспорта № 15, в котором оговаривалось действующее раньше Положение об особенностях работы и режиме отдыха водителей.

Новые стандарты гласят, что максимальная продолжительность непрерывного движения увеличилось с четырёх до четырёх с половиной часов, и если нужно добраться до ближайшего места отдыха или конечного пункта назначения, то есть возможность продлить его до пяти с половиной часов. Время особого перерыва увеличилось с пятнадцати до сорока пяти минут, и водитель может разделить его на два этапа – полчаса и четверть часа. Изменение расписания кажется тривиальным, но теперь отдых водителя в неделю увеличился с сорока двух до сорока пяти часов, то есть, иногда может потребоваться отправить не одного, а двух водителей на длинные маршруты. Из-за этого расходы компании на заработные платы могут подпрыгнуть на 15%.

Главная цель внесения изменений – повышение гарантий безопасности в транспортной сфере. В России на дорогах каждый год гибнет около 26 тысяч человек. Грузовик в 40 тонн с уставшим водителем за рулём, со скоростью в пределах 80 км/ч – это довольное опасное явление. Поэтому нужно найти баланс. Национальный проект «Безопасные и качественные дороги» ставит цель понизить смертность от несчастных случаев к 2024 году в 3,5 раза, а частоту несчастных случаев снизить на 50% в сравнении с 2017 годом.

Но изменённые правила РТО осложнят финансовую ситуацию в ТК. Одновременно с другими финансовыми тратами нужно оплачивать тарифы по системе взимания платы с грузовых автомобилей «Платон», уплачивать транспортный и другие налоги. Также растёт цена топлива для дизельных двигателей. В среднем она увеличилась на 1,9% в прошлом году (Росстат). Всё это скажется на тарифах ТК. Возможно, их рост составит до 5%.

Основные средства для наблюдения за водителями и их режимом труда и отдыха – тахографы и карты водителя. Тахограф хранит сведенья, когда началось движение, сколько продолжался отдых, а также, сколько составило общее время работы. Карта водителя действует как электронный ключ, основным назначением которого является идентификация водителя.

Изменения в законодательстве затронули и карту водителя и тахографы. С начала 2021 года начал функционировать приказ Министерства транспорта № 438, устанавливающий порядок оборудования автомобиля тахографом. Отныне любое транспортное средство, которое подчиняется требованиям закона и не входит в список исключений, обязано оснащаться тахографом.

Также с 1-го января 2021 года Министерство транспорта России приказом №440 запрещает применение тахографов, если нет водительской карты. Таким образом, Минтранс сосредоточился на запрете вождения без карты.

Новый порядок технического осмотра

В 2021 году начинают действовать правки в № 170 ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и некоторых законодательных изменениях в Российской Федерации» от 1 июля 2011 года. Массовые корректировки движения начнутся 1 марта. Вместе с ними вступят в действие обновлённый регламент техосмотра. Теперь он будет проводиться с фиксацией фотографий, для чего сертифицированные центры техосмотра должны будут оснащаться камерами. Автомобиль будет сфотографирован на въезде и выезде с места техосмотра. Эти данные зафиксируются, что при надобности позволит определить время и место создания снимков и проведения осмотра.

Эта данные – фотографии и координаты – будут вложены в единую автоматиз. информ. систему техосмотра – ЕАИС ТО. Эта же система будет разрабатывать специальные диагностические карты, что является одним шагом к ликвидации поддельных документов и улучшению безопасности движения на дороге.

По данным специалистов и экспертов рынка грузоперевозок, в зоне «серый» техосмотр сегодня состоят около 10-15% автомобилей России. Чаще всего эти автомобили принадлежат отдельным физ.лицам или малым предприятиям.

Прицепы, полуприцепы и грузовики весом  3,5 и больше тонн должны проходить техосмотр один раз в год, что также улучшает безопасность, так как исправное тех.состояние грузовика позволяет ему спокойно перемещаться по дорогам. Однако неизбежное увеличение стоимости осмотра опять же повлияет на транспортные компании.

Увеличение суммы утильсбора

20 января правительством выпущен законопроект об увеличении утилизационного сбора для грузовиков на 25% , до 187500 рублей. Так как на данный момент проект указа проходит оценку, дата вступления этих изменений пока не установлена.

Пояснительная записка объясняет, что деньги пойдут на дальнейшее развитие лизинговых льготных услуг и услуг кредитования, а также на поддержание газомоторной техники.

Впервые утилизационный сбор для автомобилей в РФ был введен в 2012 году. Сбором обкладываются и отечественные автопроизводители, и импортеры. Первоначальные затраты на сбор будет компенсировать государственный бюджет.

Введение сбора, совпадающее со вступлением РФ во Всемирную торговую организацию (ВТО), впоследствии объяснило необходимость компенсации снижения налогов.

Индексация утильсбора осуществлялась три раза, последняя – в 2020 году. В соответствии с объемом цилиндров двигателя размер сбора вырос с 18,6% до 145%.

Сегодня повышение ставки, судя по всему, объясняется падением рубля и расторжением различных сделок по фабричной сборке.

Повышение утилизационного сбора повысит расходы иностранных производителей большегрузных автомобилей, вследствие чего произойдёт увеличение стоимости транспорта. Это также отразится на увеличении части транспортных издержек.

Ссылка на основную публикацию