Невероятно, но факт: если со стороны Кабинета министров произойдет утверждение новых требований по вопросу размещения камер, фиксирующих нарушения ПДД, то до семидесяти процентов всей дорожной техники по стране может быть отключено.
Из правил по установке дорожных камер можно узнать следующее: устройства обязаны соответствовать ГОСТу, располагаться не ближе, чем через 1 км. друг от друга (в пределах населенных пунктов), либо не ближе, чем 5 км. за пределами города. Помимо этого, на подъезде к установленной камере водитель должен видеть предупреждающий знак. Однако все эти условия соблюдаются далеко не всегда.
Еще в 2023 году был принят закон, по которому уже с сентября 2024 г. все камеры должны быть приведены в единое соответствие с Правилами. Кабинет министров должен согласовать правила размещения подобной техники, но вопрос все еще находится в стадии проекта.
Что предлагалось в проекте? В первую очередь это определение вида камер, которые могут быть как для стационарного размещения, мобильного формата, либо передвижными. Стационарные камеры должны быть установлены вдоль трасс на специальной, устойчивой опоре.
Для мобильных камер предусматривается использование в рамках патрульных экипажей, чтобы была возможность фиксировать нарушения уже в процессе поездки. Передвижные же камеры могут быть размещены на крышах специальных автомобилей или т.н. «треногах», которые всегда легко переместить в иную точку.
Где следует размещать камеры? На участках с повышенной аварийностью, на магистралях с выделенными полосами движения, в местах проведения дорожных работ, на пунктах АСВГК, пешеходных перехода и др.
Еще до приближения к камере в видимой доступности для водителей должен присутствовать информационный стенд со специальным знаком о ведущейся съемке. Данные о движении/нарушениях на определенном дорожном участке должны передаваться в органы МВД. При этом еще за 20 дней до начала работы всех видеокамер, должна быть составлена общая карта с размещением данных устройств и опубликована в открытом доступе.
В новом проекте акцент делается на соблюдение ГОСТа при выборе дорожных камер, а вот требование учитывать информацию с дорожного табло затерялось среди строк. Ранняя версия закона предусматривала обязательное снижение скорости для водителей в случае дождя, тумана и др.
Опять же в ГОСТе (Р 57144-2016) прописаны конкретные параметры, которым обязаны следовать установленные камеры. Так, например, это может быть погрешность в измерениях, определенный формат съемки, который в дальнейшем может быть использован в качестве доказательства нарушения и т.д.
По информации от эксперта видеофиксации Г. Шухмана, сегодня в большинстве регионов РФ камеры – старого образца и не соответствуют новым требованиям. В одной только Московской области имеются множество нарушений по местам размещения техники.
И проведение так называемой «чистки» дорог от камер никак не скажется на безопасности движения, в этом уверен Я. Нилов, глава Комитета Государственной Думы по соцполитике. «В особенности это относится к передвижным устройствам. К их работе определенно не должны быть допущены коммерческие организации, поскольку здесь речь идет не о сборе денег, а, в первую очередь, о безопасности» — подчеркнул Я. Нилов.
Однако в существующем виде проект поддержан не был. В нем был обнаружен ряд недоработок, которые были предложены к корректировке. Так, к поправкам следует отнести уточнение термина «мобильные средства фиксации», проведение установки стационарных камер (на каких опорах, конструкциях и др.), кто будет назначен ответственным за составление реестра дорожных камер и многое другое.
Опять же без внимания остались и пешеходы, хотя они также являются участниками дорожного движения. Есть разрешение размещать камеры на пешеходном переходе, при этом знаки с информацией о наличии камеры адресованы только водителям.
И сегодня обсуждение данного проекта все еще продолжается. Если же не получится выработать единое решение, которое будет учитывать интересы всех участников на дорогах РФ, дальнейшее решение будет приниматься уже на уровне Правительственной Комиссии.