На днях неожиданная картина предстала перед водителями на одной из подмосковных дорог, трассе А 108. Огромный тяжеловоз тянул на себе орбитальный космический ракетоплан «Буран». Да, не каждый день можно попасть на встречу с космосом. И не удивительно, что такой негабаритный груз вызвал восторг и любопытство всех участников дорожного движения.
Напомним историю: производство космических кораблей в 80-е гг. осуществлялось на машиностроительном заводе Тушино. В 1984 году был подготовлен первый экземпляр, а уже в 1988 году «Буран» смог совершить свой первый (и единственный) полет.
По трассе корабль перевозился в разобранном виде, в противном случае воспользоваться дорогами общественного назначения было бы невозможно.
Заявленная стартовая масса корабля – 105 тонн.
И сразу по всем соцсетям разлетелись комментарии, слухи, догадки. Были высказаны предположения, что данный экземпляр – незаконченный вариант, который просто не успели достроить.
Его космическое путешествие было запланировано на 1994 год, однако сложная обстановка и тяжелая экономическая ситуация в стране не дали этим планам осуществиться. «Буран» был готов примерно на 30, 50% — не более. Так он и остался стоять в заводских цехах, дожидаясь своего звездного часа.
И этот час настал в 2011 году, когда открылось мероприятие международного масштаба: авиа-космический салон МАКС-2011. Для показа «Бурана» зрителям, пришлось перевозить его по водной артерии р. Москва.
Примечательно, что именно на этом показе бдительные посетители обнаружили следующую оказию: ракетоплан был отреставрирован лишь с одной стороны.
Вниманию публики был представлен белоснежный фасад «Бурана», сияющий свежей краской, однако его тыльная сторона могла «похвастаться» облезлым видом и отсутствием в некоторых местах обшивки. Эдакая «потемкинская деревня» получилась. Зато к открытию выставки успели!
По завершении выставки «Буран» был отправлен на консервацию, а в прошлом году он сменил свой адрес. Теперь «Буран» ожидает уже всестороннее восстановление, а после его планируют разместить в Музее Техники В. Задорожного (г. Москва).
Есть предположения, что перевозимый экземпляр как раз и был отправлен на ремонт. А перемещать такого гиганта пришлось долго, на специальном полуприцепе-низкорамнике, ведь длина «Бурана» чуть более 36 метров, едва ли найдется автопоезд на такие габариты.
В истории перевозки «Бурана» уже был опыт перемещения, только его макета в масштабе 1:1. Тогда корабль стоял в центральном парке отдыха (г. Москва), а после был перевезен на ВДНХ. Чтобы иметь возможность транспортировать такой негабаритный груз, его пришлось делить на 2 части.
Всего у «Бурана» несколько макетов и каждый служил для отработки и проверки самых разнообразных показателей и характеристик. Частично сохранились макеты в недрах научно-исследовательских институтов, но состояние большинства из них далеко от идеального.
А самый настоящий космический путешественник добирался до космодрома на самолете со сверхбольшой грузоподъемностью – АН-225 (известный как «Мрия»). Такой самолет проектировался еще в СССР, на механическом заводе г. Киев.
Из двух запланированных к сборке самолетов фактически в летном состоянии был один, второй достроить не успели. Он выполнял коммерческие грузоперевозки и относился к транспортному подразделению им. Антонова О.К. (Украина).
В конце февраля 2022 года в результате военной операции единственный лётный экземпляр был значительно повреждён и о его восстановлении пока ничего не известно.
А ниже представлены два видео, где перевозят космический челнок «Буран».