Еще несколько лет назад предложения по продажам грузовых автомобилей на территории России напоминало бразильский карнавал. На передовых позициях выступали китайские грузовики, фактически бок о бок с ними шли «MAN», «Mercedes» и «Volvo». Следом подтягивались «Renault», «Scania»,»DAF», «Iveco». И где-то скромно в стороне можно было наблюдать отечественные «КАМАЗы».
Отчего так? Да просто не было у «КАМАЗа» солидного тягача для достойной конкуренции в преодолении больших расстояний. Те модели, что были в наличии в тот момент, годились лишь для поездок по коротким маршрутам. Да и водители говорили, что уж лучше подержанный «европеец», чем наш, отечественный «КАМАЗ».
И автомобильные перевозчики голосовали рублем далеко не за российского производителя. Так, в нише седельных тягачей, наш производитель имел всего два скромных процента от объема всего рынка. Долго так продолжаться не могло, требовалось предпринимать решительные меры для повышения престижа и спроса на «КАМАЗ».
И такое решение было найдено в лице немецкого концерна «Daimler». Благодаря совместному сотрудничеству в 2013 году миру был представлен КАМАЗ-5490: магистральный седельный тягач четвертого поколения (К4), который был спроектирован с учетом российского климата и дорожных условий эксплуатации.
Руководитель «КАМАЗа», С.А. Когогин, делал ставку на эту модель в первую очередь, для укрепления позиций отечественного автопрома в сегменте грузовых автомобилей. И, в целом, не ошибся. Спустя некоторое время доля этой марки на российском рынке уже подбиралась к цифре в 30%. Изменения очевидны!
Немного о самом грузовике: 6-цилиндровый двигатель (мощность 428 л.с.), удобная кабина с кондиционером от «Axor», представленная «Mercedes», подогрев сидений, тормозная система «Knorr-Bremse», импортная коробка передач. От местного производителя: рама, шасси (частично), шины.
В общем и целом концерн «КАМАЗ» инвестировал в данный проект порядка шести миллиардов рублей. И окупаемость проекта не заставила себя долго ждать.
По словам генерального директора, С.А. Когогина, на 2023 год планируется выпуск некоторого количества грузовой техники из серии К4. А уже годом позже концерн сосредоточит свое внимание на семействе К5 (или на магистральном тягаче «КАМАЗ-54901»). В серийное производство он был запущен в 2019 году и по мнению С.А. Когогина, нет необходимости создавать конкуренцию внутри самой компании между К4 и К5.
Продажи грузовых автомобилей К5 стартовали в мае 2020 года. За тот период, пока семейство К4 с немецкими комплектующими отвоевывало свой рыночный сегмент, заводские труженики не теряли времени даром. Новая линейка получилась более самостоятельной от иностранных партнеров.
К 2021 году в планах компании стояло производство до 2,5 тыс. «КАМАЗов» К5. К 2022 году — почти в три раза больше. А уже к 2023 году число выпущенных грузовых автомобилей должно превысить отметку в одиннадцать тысяч экземпляров.
Размах и планы «КАМАЗа», конечно же, впечатляют. При этом компания ориентирована не только на премиум-сегмент. В корпорации учитывают потребности и мнение всех клиентов. Поэтому, помимо К5, «КАМАЗ» продолжит выпускать и марки более ранних лет, пока на них существует спрос.