Минтранс снижает стоимость продуктовых перевозок

Содержание

Увеличение стоимости грузовых перевозок продуктов сказывается на повышении потребительских цен. Поэтому для замедления процесса подорожания Министерство транспорта РФ предложило решить эту проблему за счет субсидирования отрасли.

Министерство транспорта Российской Федерации

Вложения в лизинг

Ведомство приняло решение развивать лизинговые компании, предоставляющие транспортные средства в аренду с возможностью впоследствии оформления их в собственность. Для дополнительного финансирования Минтранс рассчитывает использовать средства от утилизационных сборов: в следующем году в казну по этой статье поступит свыше 420 млрд рублей.

Министерство уже направило соответствующие документы в адрес Правительства РФ. Это позволит сдержать стремительное подорожание продуктов питания, в частности, овощей. Компании и фермеры, реализующие овощную продукцию, подтверждают, что в текущем году стоимость перевозок внесла почти 30%-ный вклад в формирование цен на овощи. Таким образом, ожидаемый показатель инфляции в 2021 г., по прогнозам Минэкономразвития, увеличился с 5,8 до 7,4 %.

Увеличение государственной поддержки

Как сказано выше, Минтранс направил официальное обращение к Правительству о необходимости увеличения государственного финансирования для экономии расходов на грузоперевозки для перевозчиков плодоовощных товаров. Бумаги датированы 23 сентября, т. к. ритейлерам пришлось увеличить расценки на перемещение овощей свежего урожая. Были случая повышения цен на 30 %. Торговые сети стали сомневаться, что так называемый «набор для борща» будет продаваться по привычно низким ценам, характерным для конца летнего сезона. Новый урожай овощей обычно лежит на прилавках до ноября.

В середине лета стоимость транспортировок увеличилась приблизительно на 20% относительно июля 2020 г., а за август и сентябрь прирост составил уже 30%.

Министерство транспорта называет 12 факторов, влияющих на расценки в сфере продуктовой логистики, среди которых:

  • отсутствие своевременного обновления автопарка;
  • увеличение расходов на содержание и техобслуживание крупногабаритных автомобилей;
  • недостаток компаний-грузоперевозчиков;
  • колебание курса рубля;
  • подорожание топлива и ГСМ.

Минтранс предлагает следующие пути выхода из ситуации с ценами на перевозки.

  1. Использование онлайн сервисы для поиска подходящих перевозчиков, так называемые биржи, что позволит восполнить дефицит профессиональных водителей.
  2. Оптимизация логистических процессов за счет долгосрочных контрактов.
  3. Расширение государственного финансирования лизинговых организаций для увеличения их клиентской базы: предпринимателям выгоднее воспользоваться лизингом, поскольку условия найма машин отличаются от банковского кредитования.

Поддержка лизинговых компаний является основным инструментом регулировки стоимости логистики, в связи с чем в текущем году запланировано финансирование в размере 3,8 млрд, а в следующем – 4,8 млрд рублей.

Однако ведомство считает данные суммы недостаточными для решения проблемы и требует увеличить субсидирование за счет поступлений в казну утилизационных сборов. Ожидаемый объем средств утилизационного сбора в этом году 398,4, а в 2022 г. – 420,5 млрд рублей.

В свою очередь, Минпромторг отказался поддерживать инициативы Минтранса по данным мероприятиям, согласившись только на частичный пересмотр условий назначения субсидий для компаний, предоставляющих транспортные средства в аренду.

Однако в Правительстве РФ будут рассматривать все предложения Министерства транспорта.

Снижение нагрузки

В Ассоциации «Грузавтотранс» считают, что субсидирование компаний, занимающихся лизингом автомобилей, не будет эффективной мерой, поскольку не все предлагаемые в аренду транспортные средства востребованы в сегменте. Так, машины типа «КамАз» и другие отечественные марки, не сильно востребованы в сегменте продуктовых перевозок.

Наиболее действенным способом, по мнению руководителя Ассоциации В. Матягина, является снижение цен на топливо, поскольку расходы на дизель и бензин составляют до половины себестоимости грузовых перевозок. Другим же фактором является налогообложение: упразднение транспортного или ликвидация утилизационного сборов за авто и колеса позволит удержать уровень расходов на логистику на приемлемом уровне без скачков.

По данным «Грузавтотранса» за неполный 2021 год цены на продуктовые перевозки увеличились от 10 до 15 %. В отдельных случаях торговые сети сталкивались с подорожанием до 30 %. Зачастую это объясняется еще и наличием организаций-посредников между водителем и торговой точкой. В роли третьих лиц выступают логистические или транспортные компании.

М. Глушков, руководитель Плодоовощного союза, поясняет, что доля расходов на перевозки в формировании цены на овощи открытого грунта в 2021 году составила 30%. Это в 2 раза превысило прошлогодний показатель. Для удешевления логистики компании прибегли к сокращению расстояний: вместо 2-3 тысяч км покрытия в предыдущие периоды в этом году транспортировки осуществляют не более, чем на 1000 км. При транспортировке на большие расстояния недорогие овощи свежего урожая будут стоить дороже.

Крупный ритейлер «Утконос онлайн» сообщает, что розничная цена не будет стремительно расти при контроле стоимости перевозок. Поэтому важно, чтобы поставщики не увеличивали отпускные цены, от которых зависит уровень потребительских цен на полках магазинов.

Ухудшение прогноза Минэкономразвития по годовой инфляции до 7,4% ведомство объясняет ростом цен на продукты питания. Прежде всего, растут цены на овощи и фрукты, а также мясная продукция.

Ссылка на основную публикацию