«Мой наркотик». Почему перевозчики не бросают бизнес, когда он перестает быть прибыльным

Константин, автор видеоблога «Перевозчик 116», предприниматель, объяснил, из-за чего владельцы грузовых автомобилей продолжают занимаются бизнесом, невзирая на постоянные трудности и падение прибыли.

— Сначала я работал экспедитором. Потом пришла мысль купить свои машины и работать с ними, ведь свои грузовики являются преимуществом в работе, переговорах с клиентами. Я не расширял свой автопарк до очень широких масштабов, потому что не мог ждать прибыли год-два, мне нужно было, чтобы доход был постоянным. В 2013-2014 годах еще была возможность брать кредиты, получалось их отрабатывать. С нынешней доходностью работаешь почти без прибыли.

Грузовой автомобиль

Почему автовладельцы и водители не уходят? Доходы снижаются, транспорт требует ремонта, есть проблемы с лизингом и т.д.

Грузоперевозки – сложный бизнес, здесь нужно трудиться больше, чем в других областях деятельности.

Высокие доходы остались у тех, у кого есть связи, богатые клиенты, которые не ушли пока на аукционы, тендеры, другие площадки.

У меня остался только один грузовик из четырех, это КамАЗ-5490, с пробегом 500000 километров. Поэтому безотказным и надежным его не назовешь. Постоянно жду, когда что-нибудь случится. Водитель звонит, говорит, что нужно там подремонтировать, тут подлатать. Машина выкуплена, с тем темпом, в котором она эксплуатируется, должна приносить 150 тысяч в месяц. Ее резерв не вечен, она стареет, после меня ее вряд ли кто купит.

Недавно сделали рейс Казань-Челябинск-Казань, в одну сторону за 58500 рублей, обратно за 30000 рублей, в целом нормально. Минус зарплата водителя. Хочется забрать прибыль, но не получается. Все время нужно вкладывать деньги в ремонт. После рейса выяснилось, что на передней оси пошел корд. Неудачная конструкция передней балки КамАЗа приводит к быстрому износу колес передней оси. А ресурс пластиковых втулок на рессорах крайне ограничен. Прошлым летом при замене втулок, пришлось менять рессоры целиком. Это меня очень разозлило. На сутки машина вышла из строя, пришлось оставить в сервисе. Я водителя уговариваю потерпеть, поменять колеса. Сделаем еще рейс и исправим поломку.

Два диска, две рулевые шины, шиномонтаж обходится в 65000 рублей. Не сделать это невозможно, так как это гарантирует безопасность. В год приходится тратить 40-50 тысяч на передние колеса. То есть, каждый месяц нужно отложить из дохода 4 тысячи только на переднюю ось. А там еще подвеска, шины полуприцепа и т.д. Все это нужно учитывать.

Из четырех у меня осталась одна работающая машина. При этом я все время думаю: «Нужно идти вперед, какие-то машины еще брать».

Ежедневно просматриваю объявления на Авито, считаю варианты. В этом есть своя романтика: запуск новой машины, доходы растут. Все неприятности (порча груза, неадекватные водители и т.д.) забывается.

Мне советуют избавиться от транспорта и работать в качестве экспедитора. Я уже не смогу работать в таком режиме: нашел машину за 10, продал за 13-14. Со своим транспортом совсем другие ощущения от работы, точнее чувствуешь ситуацию, когда вникаешь в операционную деятельность, она затягивает.

Вложения под ремонты – это для ненормальных. Возникла проблема — 65 тысяч заплатил, новые диски с шинами поставил. Все, я счастлив. А бухгалтерия, расчеты, все сложно. Для меня это неважно. После выгрузки машину на сервис отправил, ну и что, что перепробег 50 километров, получилось заменить все колодки.

И тут у тебя внутри два человека борются: один предприниматель, ему нужна прибыль хотя бы 50 тысяч в месяц, другой авто владелец, который в машину вкладывает, чтобы грузовик работал дальше. Одному прибыль нужна, другому, чтобы исправная машина была в порядке. Кто из них побеждает? Когда как.

В налоговом кодексе написано, что ООО создают для получения дохода. А по факту в транспортном бизнесе получается, что экспедиция приносит прибыль, а транспорт эту прибыль съедает.

Транспорт – это либо работа в ноль, либо минус. Нужно извернуться, чтобы получить плюс.

Способов не много:

  • где-то догрузил еще груз;
  • там использовал запчасть б/у;
  • тут на водителе сэкономил.

А если у тебя автопарк в 50 машин, то нужно еще больше работать и выкручиваться. Подключать кредиты, факторинг, овердрафты, все эти непонятные слова. А если серьезно, то нужно кроме своего автопарка брать контроль над всем оборотом, постоянно просчитывать риски и предстоящие вложения. И не расслабишься, тут же все рассыплется.

Ходят разговоры, что нужно распродавать транспорт, больше в этом нет интереса. Бизнес теряет привлекательность, нужно искать другое занятие. А у меня в голове другие мысли: есть пятитонник, его нужно поддержать другим. Тогда, если что случится, можно перекинуть груз. Необходимо иметь 2-3 работающие машины. Та же ситуация с большегрузами, чем их больше ходит в рабочем состоянии, тем безопаснее. Если одна выйдет из строя, есть чем заменить. Есть возможность заработать средства, чтобы отремонтировать. Это движение и есть жизнь.

Получается, что все предприниматели – перевозчики, впадают в зависимость от своего бизнеса, как наркоманы. Встречаются грамотные управленцы, у которых много лет есть постоянные заказчики. Они могут просчитать свои расходы. Это дает им возможность получать прибыль. Но, в большинстве своем, в транспортных организациях бьются, чтобы быстрее выплатить кредиты и лизинг. А когда погашают одни, тут же берут другие на новые машины. И все продолжается по кругу.

Водители говорят, что у них похожая история. Романтика из работы уходит быстро, остается рутина. Но ритм жизни, смена мест, дорога затягивают людей. Им сложно бросить эту жизнь и усесться дома. Многие в разговорах со мной это подтверждали.

Те, которые бросают этот бизнес, похожи на пьяниц, бросивших пить. Все время вспоминают старые времена. Ни разу не встречался с человеком, который бы с сожалением говорил о своем прошлом, как о потерянном времени, годах прожитых зря. Обычно это происходит вынужденно, из-за обстоятельств. Но в душе остается только приятные воспоминания о хороших временах.

Пока я в этом бизнесе, у меня есть мой транспорт, я живу полной жизнью. У меня есть глаза и уши. В АТИ есть два вида экспедиторов: со своим транспортом и без него. У обычных есть прозвище – «табуретки». Они только перепродают, не вникают в тонкости, не понимают, что машины ломаются, водители болеют, бывают непредвиденные обстоятельства. Они только считают деньги.

Когда оперируешь своими машинами, приходит понимание, хочется все время двигаться вперед. Приходят новые клиенты, все время расширяется база. Когда сидишь в офисе – жизни не видишь, все проходит мимо. А в перевозках, все время движение, люди и жизнь рядом. Кому-то нравится, когда вокруг тишина и покой, отработал и домой, все мысли по боку.  День сурка. Но это не мое. В перевозках я нашел свой ритм жизни. Этот бизнес дает знания: людей, отношений, психологии. Мой опыт – самое ценное, что я заработал. Это моя жизнь, она заменяет мне алкоголь, табак и наркотик. В этом моя мотивация и другой мне нужно.

Ушедшие из транспортного бизнеса никогда не говорят, что остались плохие воспоминания.

Да были трудности, не хотят возвращаться. Но вспоминают с теплом в сердце и ностальгией.

Ссылка на основную публикацию