Новое в осуществлении цифрового контроля на дорогах

В ряде городов России приступили к тестированию онлайн-тахографов, что связано с подготовкой Министерством транспорта соответствующего законопроекта. Первоначально их установят на пассажирский транспорт (троллейбусы и автобусы). Главная функция данных приборов не изменилась – контролировать соблюдение водителями режима труда и отдыха, а также ограничений скорости.

Следует иметь в виду, что оборудование автоматически оформит штраф за правонарушение, только если оно правильно распознало его. Однако в рамках тестового режима наказания налагаться не будут.

Летом Агентство автомобильного транспорта организовало совещание с применением дистанционных технологий, в работе которого участвовали представители Министерства транспорта РФ, Государственной транспортной лизинговой компании, компаний – изготовителей тахографов, организаций – производителей троллейбусов и автобусов, эксперты. На нём были обсуждены проблемы эксплуатации новых тахографов, в том числе связанные с потребностью в адаптации программного обеспечения приборов для осуществления передачи данных.

Грузовые автомобили

Глава Росавтотранса Алексей Двойных отметил, что функционирование онлайн-тахографов облегчит осуществление контроля за соблюдением режима труда и отдыха. Данное оборудование будет иметь выход в Интернет, что обеспечит своевременную передачу необходимых сведений в надзорные органы и исключит потребность в ручной проверке показаний. Сведения, полученные с применением подобного оборудования, будут иметь юридическую силу. Алексей Двойных подчеркнул, что получение показателей с онлайн-тахографов обеспечит реальный анализ ситуации и будет способствовать совершенствованию действующего законодательства в области осуществления тахографического контроля.

Запуск разработанного оборудования в тестовом режиме, как и вообще всего нового в сфере автотранспорта, повлёк высказывание различных суждений со стороны специалистов и экспертов. Так, адвокат Сергей Радько утверждает, что информация, полученная путём данного метода контроля, может отличаться от сведений с камер видеофиксации, установленных на дорогах. Это связано с тем, что представляемая информация должна быть точной, а при определении скорости транспорта тахографом с использованием спутникового сигнала допускается серьёзная погрешность. Возникает вопрос: сведениям какого из приборов будет отдан приоритет? По мнению юриста, чтобы налагать штраф за нарушение скоростного режима, онлайн-тахографы должны пройти сертификацию, которая приравняет их к камерам автоматической фиксации, применяемым ГИБДД. Также имеются опасения относительно высокой цены нового оборудования.

Данную точку зрения в определённой мере поддерживает учредитель одной из ведущих организаций в области грузоперевозок. Он уверен: онлайн-тахографы представляют собой новшество, способное значительно улучшить автотранспортную безопасность. Если будет правильно организован процесс, то органы безопасности дорожного движения при поступлении информации о несоблюдении режима труда и отдыха водителем получат возможность оперативно остановить его на дороге, когда он переутомлён и несёт опасность для остальных участников дорожного движения. Тем самым будет предупреждено возможное ДТП. Однако применяемые в настоящее время онлайн-тахографы представляют сведения со значительным опозданием, когда уже невозможно что-либо изменить.

Если говорить о вероятности штрафов за несоблюдение скоростного режима, то она достаточно мала, потому что вряд ли найдётся тот, кто любит гонять на большегрузном автомобиле. Специалист обеспокоен вопросом стоимости переоснащения и технического обслуживания оборудования, поскольку предусматривается, что затраты, в том числе оплата передачи данных по сотовой связи, лягут на перевозчиков. Если подобное нововведение призвано обеспечить глобальную дорожную безопасность, то государство могло хотя бы в некоторой степени, а лучше целиком компенсировать расходы на переоснащение. А пока выходит, что фирмы будут вынуждены оплачивать осуществление дополнительного контроля над ними. Положение в области грузоперевозок и без того нестабильное, поэтому нововведения увеличат материальные расходы участников, большинство которых и так с трудом обеспечивают рентабельность.

Специалист в области автомобильного движения Игорь Моржаретто подчеркнул, что оборудование онлайн-приборами пока касается только новых автобусов и троллейбусов, однако вскоре подобным оборудованием будут оснащены практически все автотранспортные средства. И что делать, если автомобиль попал в пробку, когда водитель формально не работает, но вроде и не отдыхает? Кроме того, может ухудшаться погода, могут отсутствовать стоянки по ходу движения. А оборудование тем временем функционирует по установленному графику.

Собственную точку зрения относительно ситуаций, на которые водитель повлиять не в силах, излагает Геннадий Мирошин, председатель Ассоциации «Рустахоконтроль». Эксперт отмечает: в настоящее время инспектор ГИБДД, вынося решение о применении штрафа, может при малозначительности нарушений смягчить наказание, однако при онлайн-фиксации подобные обстоятельства приняты во внимание, вероятно, не будут.

Высказываются специалистами также мнения, в которых обоснованность новшества подвергается сомнениям. Владимир Матягин, руководитель Ассоциации «Грузавтотранс», отмечает, что новые приборы не решат ситуацию с несоблюдением режима труда и отдыха. В подтверждение он приводит сведения о том, что зачастую не функционируют и простые тахографы, поэтому вероятность того, что будут применяться онлайн-приборы, также нет.

В настоящее время в сфере перевозок более половины участников нарушают требования нормативных актов, поэтому сначала нужно решить данную проблему. Иначе онлайн-оборудованием будут оснащать транспорт лишь большие организации, и без того осуществляющие контроль над режимом труда и отдыха водителей. В этом вопросе можно ориентироваться на страны Евросоюза, где полицейские останавливают автотранспорт в случае получения оперативных данных, свидетельствующих о несоблюдении режима труда и отдыха. Однако подобные ситуации встречаются редко, потому что в Европе тахограф связан с почасовой оплатой труда и представляет собой не только инструмент контроля, но и защиты работника от произвола со стороны работодателя. Кроме того, большинство стран Европы можно проехать за один рабочий день, поэтому уровень усталости водителей существенно ниже, чем в нашей стране.

Однако что бы ни говорили, началось оборудование российского автотранспорта новыми тахографами. В этой деятельности участвуют организации, производящие данные приборы. «В настоящее время онлайн-тахографы проверяются в целях контроля порядка передачи данных в автоматизированную информационную систему «Тахографический контроль», – рассказала Валентина Усачева, заместитель главы группы компаний «ШТРИХ-М». Эксперт отметила, что тахографы, оснащённые модемом, они начали выпускать в 2013 году, в связи с вступлением в силу приказа Минтранса РФ, утвердившего необходимые требования к тахографам, которыми оборудуется автотранспорт. Производители тахографов осуществляет выпуск указанных приборов различных видов: не передающие данные и имеющие систему передачи данных. Последние направляют информацию на сервер, который будет использоваться в случае запуска тахографа. Помимо сведений о несоблюдении режима труда и отдыха, с карты водителя считываются данные о нём, что очень удобно для организации. В соответствии с ведомственным приказом эти сведения хранятся у перевозчика в течение года и подлежат обновлению каждые 28 дней.

По словам В. Усачевой, их организация уже осуществила интеграцию с прообразом данного оборудования и подготовила всё необходимое, чтобы запустить проект по передаче данных в тестовом режиме, так как онлайн-тахографы представляют собой основу автоматизированной системы тахографического контроля РФ. Также в ходе реализации данного проекта будут проводиться мероприятия по осуществлению интеграции с контролирующим состояние человека оборудованием. Оно представляет собой специальный браслет, который крепится на руку и контролирует его физическое состояние. Если водитель находится в состоянии, близком к засыпанию, тахограф, получив данные с браслета, направив информацию на сервер, путём подачи звукового сигнала может предупредить водителя, а также вывести на монитор сведения о необходимости отдохнуть водителю через определённое время.

Валентина Усачева отметила важность того, что с принятием законодательного акта, регулирующего использование новых тахографов, не вводится запрет на применение приборов, в которых отсутствует возможность передачи данных, до окончания срока их использования, ориентировочно это 2026 год.

Стоит отметить, что производители тахографов при желании заказчика могут модернизировать данные приборы. Если же у перевозчика возникнет желание оборудовать автотранспорт онлайн-тахографами, то есть возможность заменить в приборе сетевую плату, провести обновление программного обеспечения и тахограф преобразится.

Внесение проекта ведомственного приказа об онлайн-тахографах на рассмотрение Правительства РФ намечено на осень этого года. Планируется, что в Москве и Московской области он будет введён в действие через год с момента принятия, а в других регионах – через два.

Ссылка на основную публикацию