Предрейсовый осмотр в грузоперевозках будет дистанционным

Некоторое время назад Минтранс подал в Правительство законопроект по вопросу о присвоении дистанционному предрейсовому медицинскому освидетельствованию водителей официального статуса. Проблема узаконивания онлайн формата медосмотра уже давно волновала логистические компании. Данная мера позволит упростить прохождение медкомиссии водителями, а также предотвратить управление автомобилями лиц в состоянии опьянения.

Участившиеся случаи с водителями грузового и пассажирского транспорта в рейсе с неудовлетворительным состоянием здоровья подтолкнуло власть к принятию мер для повышения безопасности как самих водителей, так и пассажиров. На обостренную ситуацию обращал внимание и В.В. Путин еще в 2017 г. Тогда же было поручено Правительству разработать соответствующий законопроект.

Медицинский осмотр

Запрета на телемедицину нет, поэтому несмотря на отсутствие закона о дистанционном медосмотре, водители многих транспортных компаний уже проходят эту процедуру. После согласования и принятия метода на законодательном уровне результаты подобного освидетельствования будут иметь официальный статус.

Минтранс планирует ввести дистанционный медосмотр перед выездом в рейс, а также после завершения маршрута. Бесконтактно будут измерять параметры:

  • температуру тела;
  • артериальное давление;
  • сердцебиение;
  • наличие алкоголя в крови и прочие.

Проверки будут касаться водителей как грузового, так и наземного пассажирского транспорта.

Для прохождения такого профосмотра водителю будет необходимо авторизоваться в специальном терминале и закрепить на теле датчики для измерения указанных показателей. Процесс будет занимать всего несколько минут, при этом результаты будут независимыми и достоверными, по мнению чиновников в Минтрансе.

Результаты медосмотра поступят доктору, который, на их основании, будет принимать решение о профпригодности водителя и возможности совершения поездки.

Законопроект предоставляет транспортным компаниям выбор, в каком формате проходить медосмотр сотрудникам, не навязывая тот или иной способ.

Согласно предложению Минтранса, сведения о прохождении осмотра будут заноситься в базу, чтобы при необходимости сотрудники правоохранительным органам имели доступ в случае ДТП. Сами водители также будут иметь право в любой момент просмотреть результаты обследования.

Более детальное предрейсовое освидетельствование призвано сократить риск аварий, поскольку статистика ГИБДД неутешительная. В 2020 г. Госавтоинспекцией выявлено более 167 тысяч водителей лишены права управления ТС за нахождение за рулем нетрезвыми (согласно ст. 12.8 КоАП РФ). При этом из 145073 аварий на дороге 14500 произошли по вине пьяных водителей. Среди этих ДТП:

  • почти 12 тысяч аварий с участием легковых автомобилей;
  • 410 – с крупногабаритным транспортом;
  • 45 – с общественным;
  • 84 – с участием спецтехники и самоходных ТС.

Пострадавших в указанных авариях насчитывается 19044 человека, из которых 4064 человек не выжили.

Польза дистанционных медосмотров

В июле этого года состоялся круглый стол, на котором обсуждался законопроект. Представитель Минздрава М. Некрасов высказался о пользе процедуры, которая позволит не только сохранить здоровье водителя, но и предотвратить развитие профессиональных заболеваний. И. Бухтияров, профпатолог министерства, привел пример практики РЖД, где именно благодаря телемедицине удалось сократить число внезапных смертей от хронических заболеваний среди машинистов.

К сожалению, сегодня до 90% профессиональных водетелей перед выездом я просто получают путевки на рейсы и прочие документы для поездки, не проходя освидетельствования. При этом штамп от врача проставляется и при проверке инспекторов ГИБДД на бумаге все в норме. По словам А. Минаева из Минэкономразвития, многие компании-перевозчики относятся к медосмотрам халатно, т.к. официальный профосмотр подразумевает наличие отдельного кабинета врача, оборудование или привлечение медицинской организации по договору. В обоих случаях это дополнительные расходы и юридические формальности. Поэтому телемедицина должна стать выходом из ситуации и сократить процентов на 20 уровень смертности в ДТП по вине водителей, имеющих противопоказания к управлению машиной. Особенно остро стоит вопрос в регионах, где наблюдается большой дефицит медицинских кадров.

Выход из тени

Эксперты и представители транспортных компаний утверждают, что на практике действительно зачастую присутствует пренебрежение к медицинскому освидетельствованию. Поэтому телемедицина позволит легализовать процедуру и вывести из тени систему медосмотров водителей перед рейсами, считает В. Шайдуллина, основатель платформы «Инициатор». Дистанционный формат сделает процедуру доступной и прозрачной, но необходимо закрепить эту систему принятием закона.

По мнению Шайдуллиной, введение закона о телемедицинской технологии позволит отслеживать состояние здоровья сотрудников в динамике за счет хранения информации в течение нескольких лет. Причем удобство заключается еще и в том, что доступ к данным будет возможен на любом источнике, т.к. планируется хранение данных в облаке. Надзорные органы также будут иметь возможность контроля сведений онлайн, а не на бумаге, когда данные легко фальсифицировать. Ожидается, что статистика аварий должна улучшиться.

Начальник транспортного отдела IBF-Motors Е. Иванов также считает, что отсутствие необходимости иметь штатного медика облегчит процесс для более мелких компаний-перевозчиков, которые не могут себе позволить содержать врача как отдельную штатную единицу подобно компаниям-гигантам. Вдобавок опытные водители часто пользуются личными связами с докторами, которые могут подписывать бумаги о прохождении медосмотра не глядя. Снизится вероятность и таких профосмотров, когда медик просто экономит время и не проводит все необходимые мероприятия добросовестно, выпуская на линию сотрудников в пограничных состояниях.

Результаты дистанционных осмотров могут считаться более достоверными, т. к. нет личного контакта и все показатели считываются автоматически. При этом обрабатывающий их врач также выдает заключения, опираясь исключительно на результаты измерений.

Иванов уверен, что впоследствии онлайн осмотры могут быть приравнены к традиционным предрейсовым и послерейсовым освидетельствованиям, оставляя право выбора формата за транспортной компанией.

Эксперт также выразил надежду, количество нетрезвых водителей за рулем и аварий с их участием сократиться, пусть даже незначительно.

Спрос будет обеспечен

У. Уткин – управленец ГК «Деловые линии» не сомневается в востребованности телемедицины в сегменте грузовых и пассажирских перевозок. Эксперт отмечает следующие преимущества онлайн формата освидетельствования водителей:

  • удобство прохождения;
  • безопасность за счет отсутствия контактов, что в период распространения коронавируса особенно актуально;
  • экономия средств на очные медосмотры, в том числе на аренду и содержание медкабинетов.

Уткин убежден в необходимости легализации процедуры с возможностью полного перехода на дистанционную форму в будущем.

Всем известное «договориться с врачом» в случае телемедицины больше не сработает, что гарантирует объективность результатов обследования и честность сотрудников.

Представитель компании «ТРАСКО», занимающейся логистикой, М. Пальков дал свою оценку инициативе. По его мнению, это хорошо показавший себя опыт, который, безусловно, требует внедрения на законодательном уровне. К тому же, топ-менеджер считает, что число водителей, прошедших легальный профосмотр водителей взаимосвязано с вероятностью возникновения ДТП по причине плохого состояния их здоровья.

В департаменте транспорта ООО «НьюМоскоуБас» высказали точку зрения, что предложение о дистанционных предрейсовых осмотрах является актуальной мерой, позволяющей вовремя выявлять проблемы со здоровьем в водительском штате. Поэтому, по мнению директора департамента транспорта О. Власова, закон о подобных освидетельствованиях с внесением поправок в ПДД необходим. Однако не стоит забывать и про человеческий фактор, который может негативно сказываться на результатах. К примеру, незадолго до снятия показателей водитель пил кефир или квас, а, возможно, принимал какие-то жизненно важные препараты, но система все равно может определить, что сотрудник находится в нетрезвом состоянии.

Телемедицина

Другой спорной ситуацией, по словам Власова, может быть наличие выявленных изменений в организме, которые проявились отклонением от нормы некоторых параметров. Даже если человек не подозревал о ранних стадиях какого-то заболевания, дальнейшее обследование поможет определиться с диагнозом. Следует иметь в виду, что не все показатели, не соответствующие референсным, являются основанием для отказа водителю в управлении транспортным средством. В этих случаях врач должен выдать водителю соответствующее заключение.

Сколько это будет стоить

Каким образом рассчитать, во сколько транспортным и логистическим организациям будет обходиться дистанционный медосмотр? Будет ли возможность удешевления процедуры?

О. Власов из «НьюМоскоуБас» рассказал, что некоторое время назад фирмам предлагалось платить за одну штатную единицу платить 15 тысяч рублей. Таким образом, эту сумму следует умножать на количество водителей, ежедневно выходящих в рейс.

М. Пальков считает, что самым затратным вариантом будет оснащение системой обследования каждый рабочий автомобиль в отдельности, несмотря на возможность выбора оборудования и системы управления.

Эксперт Е. Иванов отмечает, что итоговая сумма зависит от нескольких факторов, среди которых:

  • количество сотрудников;
  • применяемая аппаратура;
  • способ администрирования и т. д.

Поскольку возможности и объемы компаний варьируются, то каждая организация должна сама просчитывать свои возможные затраты и ориентироваться на свои возможности. Дистанционные медосмотры – это не способ экономии средств, а скорее вопрос удобства и оперативности.

Другим аспектом внедрения системы онлайн осмотров является и вероятность усложнения процесса допуска. По данным АО «Мострансавто» в результате пилотного запуска системы процент не допущенных к управлению ТС водителей вырос с 1 до 20. Таким образом, есть риск возникновения дефицита готовых к рейсам здоровых кадров.

В этом вопросе Иванов однозначно считает, что нехватка водителей проявится обязательно. Однако с точки зрения безопасности на трассе это несомненный плюс, т. к. больные или нетрезвые сотрудники будут отсеиваться.

М. Пальков, в свою очередь, отметил, что уже на данный момент отрасль страдает от недостатка квалифицированных водителей, но безопасность на дороге всегда в приоритете. Эксперт считает, что увеличение отсева действующих водителей в 20 раз только при тестировании новой системы говорит о том, что либо очные медосмотры проводились более, чем формально, либо в программу для онлайн освидетельствования введены завышенные параметры, в результате чего под фильтр попадает и часть здорового персонала.

Таким образом, Общественная палата пришла к выводу о необходимости доработки проекта. Уточнения требует и механизм финансирования процедуры. Другим важным моментом является защита персональных данных водителей.

Большинство экспертов также высказываются за право компаний-перевозчиков на выбор способа прохождения предрейсовых осмотров, исходя из собственных возможностей. Этой точки зрения придерживается, в частности, г-н Е. Иванов.

Е. Уткин добавляет, что для полноценного функционирования системы необходимо устранить нестабильность интернет-соединения, наладить работу оборудования и прочее. Водителям с артериальной гипертензией и другими хроническими заболеваниями в обязательном порядке требуется наличие справки с указанием диагноза и перечнем принимаемых препаратов. В идеале телемедицина должна дополнят традиционный очный метод прохождения медицинских комиссий.

Ссылка на основную публикацию