Второе полугодие текущего года продолжило тенденцию повышения цен на грузоперевозки. Такую ситуацию порождают известные сложности с количеством водителей, рост стоимости грузовиков и запчастей к ним, повышение ставок утилизационного сбора и т.д. Но самой главной причиной в этом случае является растущий спрос со стороны грузоотправителей.
Первое полугодие 2023 г. это было время роста числа перевозок внутри РФ. Общий прирост таких заказов, если брать полный календарный год, возросло в 1,5 раза, и наблюдалась такая тенденция абсолютно во всех регионах России. В большей степени это связано с влиянием переориентировки компаний на внутрироссийский рынок.
Кроме того, сегодня мы можем видеть, как меняются и логистические линии поставок. Так, число автомобильных рейсов выросло в разы. Многие отправители грузов осваивают новые направления и, соответственно, прибегают к помощи новых перевозчиков (и даже видов транспорта) в своей работе. Число грузов растет очень серьезными темпами.
А вот сто стороны перевозчиков складывается не самая благоприятная ситуация. Водителей не хватает, особенно тех, кто готов работать на дальних направлениях. Ощущается также нехватка грузовиков, способных выполнять дальние рейсы, но если с техникой еще как-то можно решить вопрос благодаря нашим партнерам из Китая, то вот с человеческими ресурсами вопрос стоит довольно остро.
В среднем сегодня отрасль испытывает дефицит водителей в количестве 60 тысяч человек! И заменить их, по сути, не кем. Сама подготовка, ввод в профессию требует не только подходящих навыков, но и времени.
Кроме того, не каждый человек готов основательно поменять свой образ жизни и посвящать большую часть времени нахождению в пути.
Палки в колеса, в некоторой степени, вставляет и растущая популяризация грузовиков-беспилотников. И пусть сегодня из них работают единицы, однако на перспективу это дает следующий эффект: водители опасаются связывать себя с автомобильными грузоперевозками, осваивать профессию дальнобойщика по той простой причине, что через несколько лет она может стать попросту неактуальной.
Однако, по оценкам специалистов, в ближайшие лет 10 не стоит ожидать массового внедрения автономных автомобильных грузоперевозок.
Такой дисбаланс, возникающий между запросами рынка и текущим предложением, провоцирует и рост стоимости внутренних автомобильных перевозок.
Так, только за последние 3 месяца рост ставок составил порядка 19 процентов. И, учитывая нынешнюю ситуацию, снижения цен ожидать не приходится.
А вот международное направление сегодня сложно поддается прогнозированию. Доставки из стран Европы снизились существенно, но на первый план вышли новые игроки: Белоруссия, Монголия, КНР, страны Средней Азии и др. Опять же, многие грузы из европейских стран, благодаря перецепке, легким движением руки превращаются в белорусские товары. Рост подобных заявок вырос на тридцать процентов.
Касательно экспортных поставок ситуация довольно проста: европейское направление просело, а в лидерах нынче страны Азии. Поэтому внешнеторговый оборот России сегодня выглядит так: экспорт сегодня удерживает стабильные позиции и не показывает каких-либо резких скачков, тогда как поставки импорта активно набирают обороты и вовлекают в сотрудничество новых участников международного рынка.