На сегодняшний день сферу автомобильных грузовых перевозок активно демпингуют новые игроки. И это становится реальной проблемой для традиционных грузоперевозчиков, которые сегодня находятся в кризисном состоянии.
Транспортировку груза в настоящее время можно считать весьма дорогостоящим мероприятием. При этом не все собственники груза готовы оплачивать завышенную стоимость, а перевозчики просто не в состоянии существенно снизить цены в связи с реальной перспективой банкротства.
«Это происходит потому, что компании, которые занимаются поиском заказов для владельцев транспорта, тоже работают не бесплатно. И разница в ценах от предложения и спроса уходит на обеспечение их труда» — такое пояснение дал В. В. Матягин, глава национальной Ассоциации грузового транспорта «ГрузавтоТранс». Такая тупиковая ситуация не может продолжаться вечно и участники сектора грузоперевозок пытаются искать пути самостоятельного выхода из этого кризиса.
Хотя с господином Матягиным можно не согласиться, так как компании, которые занимаются поиском заказов для грузоперевозчиков берут комиссию около 10% от стоимости перевозки, а иногда и меньше. И это самая маленькая доля в расходах всей грузоперевозки, по сравнению, скажем, с расходами на топливо или зарплатой водителя.
По информации от печатного издания «Ведомости» некоторые компании-перевозчики г. Санкт-Петербург уже начинают распродавать часть своего грузового автотранспорта. Это нужно для того, чтобы покрыть текущие затраты на содержание рабочего транспорта и обеспечить оплату труда своим водителям. Но некоторые компании вынуждены принимать решение о полной ликвидации предприятия.
Без права ввоза и вывоза
В. В. Матягин также подтвердил, что подобная ситуация затронула не только Петербург: в соседних регионах складывается аналогичная тенденция. Санкционные, недружественные шаги со стороны западных компаний, их отказ от работы с российской стороной дали резкий отрицательный эффект для нашей экономики в целом и, в частности, для сферы грузоперевозок.
Число заказов резко упало, ежедневный грузовой трафик через порт в Санкт-Петербурге существенно сократился: поток товаров в Балтийские страны, Финляндию стал минимальным. В один миг усложнилось обслуживание иностранного транспорта, особенно это коснулось тех компаний, которые прекратили свою работу в России после событий конца февраля 2022 года.
Масла в огонь подливают и сами компании, кто попал под влияние сложившейся ситуации. Сегодня на рынке автомобильных грузоперевозок огромное число машин, оставшихся без работы. Поэтому для того, чтобы оставаться на плаву, собственники приняли решение о снижении цен на свои услуги на 30-50%.
При этом все грузовики требуют ежедневного обслуживания, а именно: заправка топливом, расходы на ГСМ, оплату лизинговых платежей, зарплата водителям и др.
Но все понимают, что стремительный (до 300%!) рост цен с февраля 2022 года снижаться и не думает. И в такой ситуации, чтобы хоть как-то покрыть свои расходы, транспортные компании вынуждены избавляться от части грузовиков, а то и вовсе сворачивать свою деятельность.
Кто — на юг, а кто и самосвалу друг
В. В. Матягин, руководитель «ГрузавтоТранса», рассказывает: «Новые грузовики сейчас никому не нужны, поскольку цены на них не поддаются никакой критике. Они слишком высокие! Покупателей можно найти на уже подержанные машины, да и то, если собственнику потребуются запчасти. Сейчас спрос на подобные грузовики довольно мал, поэтому и цены относительно терпимые».
Потерянный на сегодня европейский сегмент, грузоперевозчики пытались компенсировать путем поиска новых заказов на территории Китайской народной республики, Ирана и Турции. И определенные успехи здесь есть. Но появилась проблема в пропускной способности таможенных пунктов. И очень скоро на этих направлениях собралось такое число грузовиков, что очереди в ожидании таможенного досмотра растянулись на несколько дней.
Будем надеется, что со временем этот вопрос будет решен, так как в этом заинтересованы абсолютно все стороны и участники процесс грузоперевозок.
Пропускная способность этих пунктов просто не рассчитана на такой наплыв машин и власти оказались не готовы к километровым, многодневным очередям. Опять же и собственникам груза становится не выгодно долгое пребывание на таможне. И хорошо еще, если у груза нет специальных условий хранения, либо сокращенного срока годности.
Кто-то из автомобильных перевозчиков, оценив ситуацию, устремляет свой взгляд в сторону строительного сектора. Грузовики вполне подойдут для работ по госзаказу, на строительстве дорожных магистралей.
Многие даже начинают переоборудовать уже существующие машины под формат самосвала, либо переводят часть своего парка с ориентиром на сферу строительства. В.В. Матягин поделился: «Мне известны несколько компаний в г. Санкт-Петербург, которые поступили подобным образом. Но нужно понимать, что и тут конкуренция не дремлет и цены уже снижены».
Монополизм и европейские страны
Снижения стоимости автозапчастей ждать нам еще не скоро, самое ранее — к завершению текущего года. Связано это с тем, что до сих пор не налажены поставки нужных компонентов из дружественных нам стран.
Но даже если сейчас обеспечить доставку необходимых запчастей, не стоит ожидать резкого падения цен, поскольку посредники-продавцы также имеют намерения соблюсти свой интерес в этом бизнесе. Да и труд диспетчеров по поиску клиентов и заказов тоже не может быть бесплатным.
По словам В.В. Матягина европейские монополисты, которые повысили стоимость своих услуг аж в четыре раза, преимущественно находятся в странах Балтии.
«Мы обращались к Правительству с призывами запретить въезд этим транспортникам на территорию РФ еще весной 2022 года. Перевозку груза можно было разрешить и таким способом: перегружая товар в грузовики российских перевозчиков. Да и временная отмена оплаты за систему «Платон» могла бы очень поддержать отечественных грузоперевозчиков, однако все эти просьбы услышаны не были» — говорит глава ««ГрузавтоТранса».
Сегодня предложение, которое выдвигает Ассоциация, следующее: брать с европейских перевозчиков дополнительную плату за вывоз из РФ более полусотни литров дизельного топлива. При этом оплата должна взиматься по меркам Европы, то есть дороже в три раза.
В Правительстве заверили, что такое предложение будет рассмотрено, но не ранее конца лета 2022 г. Но промедление в подобном случае чревато разорением и финансовыми потерями для сотен компаний.