Статистика системы «Платон» в период пандемии дарит надежду

Эпидемия коронавируса медленно идет на спад, а это значит, что возвращается в привычное русло рынок грузовых автоперевозок. Во всяком случае, именно об этом можно судить по работе системы «Платон». Количество перевозок грузов растет, что подтверждается статистическими данными «Платона». Как оказалось, сбор статистики – это одна из задач системы, наравне со сбором денег на строительство и ремонт федеральных дорог. Такой аргумент привело правительство России, когда в период острой фазы эпидемии перевозчики просили временно отключить систему «Платон».

Грузовой автомобиль

В интервью «Известиям» представитель компании РТИС (оператор «Платона») Антон Замков рассказал о текущем состоянии отрасли грузоперевозок. Весна была отмечена существенным снижением общего пробега грузовых автомобилей по федеральным дорогам. Особенно остро это было видно в апреле и мае 2020 г. Компания это связывает с карантинными мерами в различных субъектах РФ.

Максимальный спад в отрасли грузоперевозок наблюдался в апреле 2020 г. и составил чуть менее 20%.

Если говорить про июнь 2020 г., то по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. общий пробег по трассам уменьшился на 11 %. В июле 2020 г. разница в километраже уже сокращается и по данным «Платона» этот разрыв составил около 8%.

По мнению Антона Замкова, активность перевозок сейчас будет только расти. Ожидаемо быстрее всего восстановится перевозка сельскохозяйственной продукции. Это связано с тем, что урожай уже начинает созревать. Уже сейчас можно отметить, что в июне и июле 2020 г. рост +1% и 5% к аналогичному периоду 2019г. Собеседник также отметил рост перевозок строительных материалов: на 7% в мае и по 4% в июне и июле. Доставка сборных грузов в середине лета выросла на 2%. Активность ритейлеров в перевозках в июле увеличилась на 4%. Все данные берутся в сравнении с аналогичными периодами 2019 г.

Коронавирус стал для отрасли сильнейшим испытанием.

Такую мысль выразила Ольга Федоткина, директор национального союза экспертов в области транспорта и логистики. Причем перевозки продовольственных товаров весь этот период были без изменений, пандемия не оказала существенного влияния. А вот непродовольственные товары сильно пострадали.  Во время остановки производств, заводов и фабрик в России и за границей в апреле 2020 г. наблюдался пик спада перевозок примерно на четверть. Это обусловлено тем, что в это время были непонятны правила проезда по разным регионам, неразбериха с пропускным режимом, запретом на работу и так далее.

По мнению экспертов отложенный спрос стимулирует восстановление отрасли грузоперевозок.

Правительство оценивает рынок отрасли, опираясь на данные «Платона». Для этого были разработаны шесть показателей, которые в совокупности показывают индекс экономической активности.  Его разработкой занималось министерство экономического развития.  Одним из важнейших показателей является объем перевозок грузов по системе «Платон».

Перевозчики предлагали использовать систему «Платон» весной для доставки товаров первой необходимости в закрытые города и регионы. Тем более такой опыт уже был. При проведении чемпионата мира по футболу в 2018 г. в города, где проходили матчи по футболу пропускали грузовые автомобили, оснащенные «Платоном». Это помогало органам безопасности беспрепятственно отслеживать маршрут такого автомобиля.

В системе «Платон» уже на сегодняшний день есть данные более чем по 500 тыс. водителей и более 1 млн маршрутов грузовых автомобилей.

Борис Рыбак, председатель МОЭС, в интервью «Известиям» сообщил, что вся полученная с помощью системы «Платон» статистика поможет оказать адресную финансовую помощь автотранспортным предприятиям, пострадавшим от пандемии коронавируса.

Другой эксперт в отрасли грузоперевозок Кондратий Гайкевич также согласен с тем, что в начале эпидемии был период повышенного спроса на услуги грузовых компаний. Руководитель департамента международных перевозок отметил, что это проявляется в локальных пиковых значениях в апреле и мае 2020 г. Были сверхсрочные международные заказы на перевозку медицинских товаров, в частности, индивидуальных средств защиты, медицинских аппаратов и товаров первой   необходимости.

Вышла отрасль из кризиса или нет? Пока состояние рынка грузоперевозок нельзя четко определить. Одни компании уже сейчас видят улучшение ситуации в виде объема перевозки грузов, другие компании только ждут позитивной динамики в плане роста количества заказов на перевозку грузов. Показательными и важными месяцами для подведения итогов влияния на отрасль будут сентябрь, октябрь, ноябрь 2020г.

Тогда можно будет подводить первые объективные итоги и говорить о влиянии эпидемии коронавируса на перевозки грузов.  Как говорится, осень покажет…

Ссылка на основную публикацию