ТрансНадзор и «зайцы»: расширение полномочий или изменения 2021

Известно, что до июля текущего года проверка тахографов, режима отдыха и труда водителей (РТО) ложилась на плечи инспекторов ГИБДД. Исключение составляли, пожалуй, только международные перевозки.

Сегодня ситуация изменилась и в свои права вступают так называемые транспортники. Разберем подробнее: в1991 году была образована Российская транспортная инспекция (Ространсинспекция), а уже в 2004 в результате реформы на ее базе появляется Ространснадзор. В свою очередь в его структуру входят в т.ч. ГосАвтоДорНадзор (ГАДН) или иначе – Транспортная инспекция. Поэтому сегодня все вышеперечисленные структуры обладают правом контроля и проверки всех водителей на дорогах нашей страны.

Ространснадзор

Откуда появилось такое расширение прав?

В первую очередь это пересмотр Устава Автомобильного Транспорта, изменения в который были внесены еще в феврале 2021 года. Именно в этом документе содержится расшифровка  понятий: груз, багаж, ручная кладь и т.д. А также порядок проведения проверок. в т.ч. и внеплановых.

Помимо этого, представлено Постановление Правительства № 1043 от 29.06.2021 «О федеральном государственном контроле (надзоре) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве». В нем обозначены сектора, где осуществляется госконтроль, а именно:

  • Весовой и габаритный контроль тяжеловесных ТС;
  • Проезд ТС по платным автодорогам, соблюдение порядка оплаты (знакомая всем система Платон);
  • Ремонт и содержание автодорог;
  • Наличие карт-маршрутов у регулярных перевозчиков;
  • Порядок посадки и высадки пассажиров из ТС;
  • Оборудование транспортной инфраструктуры (автостанции, остановочные пункты и т.д.);
  • Контроль выполнения межрегиональных рейсов, наличия необходимой документации (разрешения, накладных и т.д.);
  • Соблюдение водителями РТО;
  • Организация мероприятий по оснащению ТС тахографами;
  • С 01 сентября 2021 – контроль допуска российских перевозчиков к международным перевозкам, включение ТС в реестр росперевозчиков.

К слову, при проведении надзорного мероприятия инспектор вправе использовать технические средства в т.ч. проводить фото и видеосъемку.

То есть сегодня любой из перечисленных инспекторов может провести проверку на соответствие типа тахографа установленным нормам, правильно ли он установлен и есть ли необходимые пломбы на приборе. При отсутствии тахографа, либо его неисправности, может быть выписан штраф. Периодичность диагностики пока остается неопределенной, инспектор может потребовать доступ к прибору в любое время. Плановая проверка (в соотв. Приказу Минтранса № 36 от 13.02.2013) должна проводиться не реже одного раза в два года. Кроме этого, водитель обязан знать как распечатать данные, если того потребует инспектор.

Работа Ространснадзора

Из-за бюрократической неразберихи многие водители до сих пор сомневаются, нужна ли установка тахографа? Нужна! Существует отдельные категории транспорта (М2 и М3), для которых срок продлен до 01.01.2022 года. Кроме этого, если машина используется в пределах предприятия, не выезжает на дороги общего пользования, либо с момента ее выпуска прошло более 50 лет, тахограф ей не потребуется.

Учитывая, что законотворчество в РФ часто удивляет своей внезапностью и непредсказуемостью, следует ожидать появления живой очереди на установку тахографов. А вот кто успеет попасть в отведенные сроки, а кто нет – вопрос остается открытым. Будут ли инспекторы на трассах лояльны к подобной ситуации, либо «наградят» водителя штрафом? В любом случае сложившаяся ситуация дает очень хороший простор для распространения взяточничества.

Еще один документ ««О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», последняя редакция которого была проведена 31.07.2021. Закон дополнился статьей № 97-1, где внедрился термин «постоянный рейд». Помимо этого, в тексте уже упомянутого Постановления № 1043 в пункте V приведено подробное описание этого понятия. В нем говорится об установлении пунктов контроля, где проверяющие могут находиться на регулярной основе. Для постоянного размещения это может быть пост, стационарный пункт контроля, автостанции и т.д. Кроме этого, в распоряжении инспекторов поступает и передвижной пункт, где могут нести дежурство сотрудники органов контроля. В свое время в СССР многие трассы были оборудованы пунктами ГАИ, после распада Союза они были ликвидированы, либо переоборудованы под иные нужды. Сегодня взят курс на возвращение к истокам, и подобные сооружения возводятся заново.

Из Постановления № 1043 от 29.06.2021 (п. 66) читаем следующие виды точек проверки: стационарные и передвижные пункты транспортного, весогабаритного контроля на дорогах общего пользования, обозначенных дорожными знаками стоянках (парковках) ТС. А для контроля пассажирских перевозок добавляются ещё и остановочные пункты, в т.ч. расположенные на автостанциях и автовокзалах. Т.е. кроме весовых и обычных постов транспортного контроля, инспекторы могут организовывать проверку на любой стоянке, обозначив ее специальным знаком.
Кроме этого, не забыли упомянуть и временные рамки общения с инспекторами. При проведении проверки инспектор может задержать вас не более, чем на 30 минут, без учета времени на составление протокола (ст.97-1, п.8).

И если с понятием «постоянный рейд» и временем проверки уже есть определённость, то пока остается открытым вопрос о конкретных местах размещения этих самых стационарных пунктов.

Особо бдительные граждане, внимательно прочитав п.67-б (Постановления № 1043), улыбнулись, поскольку в текст закралась фраза об «…ухудшении (!) основных параметров дорожного движения». То есть, согласно постановлению, посты должны разместиться так, чтобы затруднить дорожное движение и, сделать его небезопасным. Вероятно, их предполагается устанавливать строго посередине дороги, либо в местах, где дорожный обзор максимально затруднен.

Поспешность в принятии данного текста и ошибка – очевидна. Не вчитались, не проверили, а документ уже выпущен. Возможно, законотворцы обратят внимание на эту оплошность и исправят ошибку. А так, все для людей!

Ссылка на основную публикацию