Волнительная ситуация складывается в секторе российского рынка магистральников: к концу 2023 года их нехватка может перевалить за 50 процентов. И такая тенденция непременно затронет тарифы на доставку продукции. Как следствие, вверх пойдут и цены на целый ряд потребительских товаров.
Что же стало причиной для такой ситуации? Началось все с распространением коронавируса, тогда многие автопарки не решались производить глобальных обновлений внутри своей компании.
Позже возникла нехватка микрочипов, а спустя еще некоторое время территорию России начали покидать ведущие европейские компании («Большая семерка»): «ДАФ», «МАН», «Мерседес», «Ивеко», «Сканиа», «Рено» и «Вольво». В этих условиях российскому производителю не удалось в сжатые сроки восполнить нехватку техники по причине недостатка необходимых комплектующих.
Предварительные цифры озвучили основные участники рынка транспортных услуг: «ПЭК», «Траско», «РОАД» (Российские автодилеры), «GXO» и др. По прогнозам, в текущем году с заводских конвейеров смогут сойти порядка 10 тысяч грузовиков, причем девять тысяч из них – марки «КАМАЗ». Только вот текущие потребности рынка требуют не менее 25 тысяч единиц техники. Разрыв, как видно, колоссальный.
Конечно же, на помощь российским производителям всегда готовы прийти коллеги из Поднебесной. Они не сидят, сложа руки и планомерно наращивают объемы поставок своей продукции. Сравните размах: в 2021 г. число ввезенных в РФ магистральников не превышало двух сотен, а уже год спустя это количество перевалило за 4,5 тысячи! И эти показатели могли быть намного больше, если бы не бюрократическая волокита со стороны «НАМИ». Уж слишком много времени отнимает процесс сертификации, ожидание может доходить до полугода.
На волне сложившейся ситуации многие вспомнили про параллельный импорт, как возможность ввезти европейские грузовики на территорию России. Однако план этот оказался дорогостоящим и не лишенным прочих недостатков. Одним из существенных минусов такой идеи является отсутствие технической поддержки, трудности с запчастями, а также их возросшая цена. Для сравнения: стоимость газового насоса для «Сканиа» взлетела со 150000 до 450000 рублей.
Своими статистическими данными поделился «ПЭК». Только за прошлый год рост цен на отдельные запчасти составил от 20 до 50 процентов, техобслуживание прибавило в цене порядка 30 процентов. Новый магистральник подорожал в среднем на 15 процентов (до 8,5 млн. рублей), при этом российские грузовики смогли всех догнать и перегнать: прибавка в их стоимости составила 25 процентов.
Возьмем, к примеру, «КАМАЗ К5»: сегодня его цена составляет порядка 12.000.000 рублей, тогда как средняя цена на аналогичный китайский грузовик держится на уровне 9.000.000 рублей. Несомненно, «КАМАЗ» может похвалиться широкой сетью станций технического обслуживания, но и китайские партнеры не стоят на месте. Да, пока основные точки обслуживания «китайцев» базируются в центральной части РФ, однако не за горами тот день, когда и их СТО будут представлены по всей России.
По данным «НАПИ», общий объем рынка магистральников в РФ составляет примерно 710.000 единиц. Их средний возраст превышает двадцать лет. Работа на изношенной технике явно не способствует снижению аварийных ситуаций на дорогах. Кроме этого, затраты на ее содержание с каждым днем только возрастают.
Своим видением ситуации поделился заместитель руководителя компании «ПЭК», В. Филатов: «Любой товар проходит длительный путь, прежде, чем попадает в магазин. И попадает он туда с помощью автотранспорта. К большому сожалению цены на запчасти и расходные материалы не снижаются, поэтому вполне вероятен рост тарифов на 7-10 процентов. Компания «ПЭК» прилагает максимальные усилия для того, чтобы этот рост не сказывался на прайсе для наших клиентов. Проводится внутренняя оптимизация, также делаем ставки и на возможную поддержку со стороны государства».
Руководитель компании «Траско», Е. Шакалида: «На мой взгляд очень своевременным будет снижение таможенных пошлин на средства для автомобильного транспорта. Как вариант – нулевая пошлина на ввоз грузовиков класса от Евро 5 в течение двух лет. Такая мера поможет сгладить недостаток грузовых автомобилей, опять же с точки зрения экологии – одни плюсы. В то же время для российских заводов будет возможность увеличить объемы выпускаемой техники».
О. Федоткина, исполнительный руководитель компании «СЭЛ»: «В перечне параллельного импорта сегодня довольно много неучтенных запчастей. И перечень этот следует расширить. Так, будет возможность поддержать в рабочем состоянии тягачи, которые относятся к маркам, ушедшим из РФ».