Грандиозные планы строил концерн «Камаз» еще год назад. В них озвучивались перспективы завода по выпуску новых грузовиков К5, планировалось выдать с конвейера сразу 8 тыс. экземпляров.
Также на повестке дня стояло производство high-tech версии автомобиля КАМАЗ 54901 с улучшенной кабиной и автобетономешалок.
Однако всем задумкам пришлось встать в режим ожидания, поскольку на первый план вышел вопрос «локализации» собственной техники. Что это означает? Для концерна «Камаз» такой термин подразумевает активное импортозамещение, проведенное в ускоренных темпах в ближайший год.
Конечно же, руководство «Камаза» бодро выказали свою готовность к подобным переменам и даже обещали презентовать полностью русский вариант К5 уже к началу 2023 года. Но задача, действительно, невероятно сложная. И чем обернется такая спешка в будущем, пока никто предсказать не может.
Не секрет, что поколение двигателей К4 хоть еще и наблюдается в камазовских цехах, но уже к 2023 году, по словам генерального директора С. Когогина: « К4-й вариант закончит свою историю».
Конечно, мысли об использовании двигателя «Axor» от «Мерседес», которым снабжалось 4-е поколение, посещали руководство концерна. Однако, на сегодняшний день, он уже снят с производства. И сознательно создавать себе затруднения с приобретением комплектующих не хочется никому. А какие были планы…!
Опять же разработка двигателя 910 проводилась при бдительном контроле со стороны компании «Liebherr» (Швейцария-Германия), что позволяет уверенно говорить о его качестве. По сути это первый российский дизельный двигатель, получивший значительное число запчастей отечественного производства.
И его выпуск – это весомое событие для всего челнинского концерна, сравнимое лишь с пуском завода по производству каркасов кабин в 2019 году.
Уже сегодня количество собранных дизельных двигателей «Камаз» 910 (Р6) составляет свыше 2,5 тысяч. И концерн уверен, что сможет поднять их выпуск с 12 тыс. до 30 тыс. экземпляров.
Но как бы сделать этот двигатель на 100% российским, тем более в условиях экономических ограничений и временного цейтнота? Сейчас требуются решительные и быстрые действия, чтобы укомплектовать дизель максимальным числом отечественных компонентов.
Сегодня 910-й силовой агрегат имеет следующую структуру: общее число всех деталей двигателя — 408. Из них 123 детали производит непосредственно концерн «Камаз», что составляет порядка 38% от общего числа элементов. Прочие российские предприятия взяли на себя еще 216 деталей, а это уже 54%.
Но оставшиеся 69 компонентов – исключительно зарубежного производства и здесь у «Камаза» возникают определенные затруднения.
Мощность дизеля «Камаз» 910 составляет 380-550 л.с., а объем двигателя равен 11,95 л. Кроме того, есть еще и 920-я версия, где мощность возрастает до 750 л.с. Блоки цилиндров изначально закупались в Германии у концерна «Luitpoldhütte GmbH», параллельно их производство налаживается и на российской территории.
Отечественным изготовлением могут похвалиться и поршни, ими занимается «Federal Mogul Corporation» (Кама). Чтобы продлить срок их службы и увеличить износостойкость, на поршневые кольца наносится хромированное алмазное покрытие. Импортозамещение успело также охватить систему выпуска газа, регулировочные клапаны, маховое колесо и др.
Однако неохваченной остается еще довольно большая часть компонентов и частей. Непонятен на сегодня и такой момент, а из какого металла делать детали? Будет ли это традиционный вариант, либо «Камаз» обратится к продукции химической промышленности?
А может и детали будут заказаны в Китае? Да и в целом, успеет ли «Камаз» за год реализовать все свои планы? Но пока вопросов намного больше, чем ответов.
Ниже предлагаем посмотреть видео из цеху по производству КАМАЗов и увидеть, как создаются легендарные российские грузовики.