Весогабаритный контроль 2021 и его новые правила

Проверка транспорта по весу и габаритам начала действовать еще с октября 2016 года, а тестовые проекты появились еще раньше.  И вот, спустя несколько лет, в этой сфере ожидаются значительные поправки и изменения.

С 1 января 2021 года для проезда через пункты транспортного контроля будут применяться новые правила, при этом самих точек станет больше. Какие нововведения ждут водителей, и на что следует обратить особое внимание? Будем разбираться.

Взвешивание грузового автомобиля

Наблюдение за весом и габаритами большегрузных автомобилей проводится на всех дорогах общего пользования. По официальной версии данный надзор осуществляется с целью защиты дорожного покрытия от тяжести сверхнормативных грузов. Однако дороги изначально должны быть рассчитаны на большое число машин разной весовой категории, поэтому подобная цель кажется малоубедительной для большинства водителей.

В новой редакции ФЗ «Об автомобильных дорогах…» речь идет об увеличении пунктов контроля. Они будут построены в формате национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Если ранее в наличии были только стационарные и передвижные (мобильные) точки для транспортной проверки, то по новым правилам внедряются еще и автоматические пункты контроля (АПВГК) или же весовые рамки. По прогнозам на 2024 год Минтранс предполагает, что в эксплуатацию будет введено порядка 400 подобных автоматических рамок. По предварительным расчетам, для точного и качественного наблюдения за тяжеловесами подобные точки должны размещаться через каждые 100-150 км. Однако одними государственными вливаниями в такой ситуации не обойтись. В таком случае будет иметь место договор концессии, когда инвестор вкладывает средства в государственную собственность и получает от этого доход. Таким инвестором, предположительно, выступят «РТ-Инвест», знаменитый своей системой «Платон» по взиманию платы с грузовиков. А также «Ростелеком», претендующий на значительный и лакомый кусок пирога.

Региональные власти также не стоят в стороне и активно участвуют в весовой проверке большегрузов. Разница лишь в том, что субъекты федерации имеют право определять подрядчика по своему усмотрению, соответственно, установка АПВГК в регионах идет явно быстрее.

Для каждого АПВГК будет введен обязательный порядок работы в формате тестирования на срок 3 месяца. В этот период перевозчик будет проинформирован о совершенном нарушении, однако штраф начисляться не будет. Результаты взвешиваний должны сразу же отображаться на сайте владельца данного дорожного участка. Система должна будет проходить контрольную проверку не реже, чем раз в квартал.

По новым правилам минимум, чем за 50 м. до весовых рамок будет установлен предупреждающий знак. Он будет сообщать водителям о необходимости снизить скорость для прохождения проверки.

Каждый автоматический пункт должен быть оснащен информационным табло, где сразу можно будет увидеть перевозимый вес. В случае превышения показателей, водитель сразу же будет уведомлен о нарушении, чтобы у него была возможность устранить его на месте.

При обнаружении перегруза, водитель должен сделать все возможное, чтобы его устранить. Для этого следует совершить обязательную остановку за пределами полосы движения. К примеру, если нагрузка на ось незначительная, можно попробовать перераспределить груз, если имеется такая возможность. Однако до сих пор не понятно, как должен действовать водитель в случае существенного превышения по весу.

Предельно допустимые значения габаритов и массы для грузовых автомобилей обозначены в «Правилах перевозки грузов автомобильным транспортом» от 15.04.2011 г. Негабаритным будет считаться транспорт, если его ширина составляет более 2,55м., высота – 4 м., а длина – 12м. (20м. – для автопоезда). В случае, если груз выступает за пределы машины более чем на 2 метра, это также будет считаться негабаритом. Касательно массы: в этой ситуации учитывается число осей автомобиля и допустимая на них нагрузка. Так, пределом для одиночной машины с 2 осями будет составлять 18 тонн. Для автопоезда (6 осей) – 44 тонны.

Вид транспортного средства и количество осей Разрешенная масса транспортного средства (тонн)
Для одиночных автомобилей
2-осные 18
3-осные 25
4-осные 32
5 и более осей 38
Автопоезд с прицепом и полуприцепом
3-осные 28
4-осные 36
5-осные 40
6 и более осей 44

В случае, если транспортное средство не подходит под установленные стандарты, то для его передвижения потребуется разрешение либо от Росавтодора (если путь проходит по федеральной трассе), или же от местного органа исполнительной власти, который отвечает за данный участок маршрута. Для его оформления нужно подать заявление, где указываются точные сведения об автомобиле, его характеристики и путь следования, предъявить документы на ТС. Также необходимо будет приложить информацию о технических требованиях к перевозке груза и схему его крепления. Такое разрешение может быть выдано разово, либо максимум на 10 поездок, если предполагается перевозка однотипного груза по одному и тому же маршруту. Для подготовки разрешения требуется примерно 15 дней, но нередко процесс его получения затягивается.

Взвешивание грузового автомобиля

Отдельную сложную задачу представляет собой перевозка наливных грузов. Во время движения центр тяжести смещается, и система замечает превышенную нагрузку на ось. Однако, когда жидкость придет в состояние покоя, никакого перегруза зафиксировано не будет. В этом случае от перевозчиков уже поступало предложение об отмене взвешивания для подобных грузов. Либо предлагается законодательно закрепить возможные погрешности в измерениях. Но пока этот вопрос находится в стадии обсуждения и на сегодняшний день еще никак не решен.

Еще одно изменение: если ранее расстояние, с которого следовало замедлять движение автомобиля, составляло 250м, то сейчас эта цифра изменилась до 100м. Автомобилю должно быть обеспечено равномерное движение по прямой, без помех (в виде переезда, светофора, нерегулируемого перекрестка и т.д.) для корректного прохождения весовой рамки. Но чем законодателей не устроила предыдущая цифра в 250м – вопрос остается открытым.

Также для большегрузных автомобилей не разрешается совершать разворот, останавливаться в зоне АПВГК и использовать фары-прожектора. Кроме этого, запрещается применять разнообразные приспособления для скрытия номерных знаков транспортного средства.

Весовой контроль довольно острая тема для всех участников дорожного движения. Не секрет, что часто в оборудовании происходят сбои и это приводит к возникновению штрафа даже у самых добросовестных водителей. С 1 января 2021 года готовилась к выпуску новая редакция Кодекса об административных правонарушениях, однако ее принятие было отложено до осени. Если предположить, что этот вариант будет принят без изменений, то будут упразднены штрафы за незначительные нарушения, такие как: превышение веса на 5-10% и габаритов на 5-15 см. Координатор объединения «Дальнобойщик В.Войко полагает, что подобные меры помогут избежать до 90% штрафов, которые поступают по причине некорректной сработки оборудования.

В настоящее время, пока новые изменения еще не приняты, некоторые пункты из статьи 12.21.1 КоАП РФ признаны несоответствующими Конституции РФ. В статье говорится о том, что «в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами» за движение тяжеловесного и крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов, на собственника налагаются следующие штрафы:

Превышение по массе Превышение по габаритам Сумма штрафа
От 2 до 10% Не более 10 см. 150 тыс. руб.
От 10 до 20% От 15 до 20 см. 250 тыс. руб.
От 20 до 50% От 20 до 50 см. 350 тыс. руб.
Более 50% Более 50 см. 400 тыс. руб.

Однако, до принятия окончательных изменений, штраф за нарушение статьи должен назначаться в фиксированном, наименьшем размере.

А каково мнение самих перевозчиков?

Оплата перегруза автомобиля – это практика, распространенная по всему миру. В прошлом году в России было выявлено около 10% нарушителей от общего числа водителей грузовиков. По информации от «Росавтодор» превышение допустимой массы в среднем составляло порядка 30%. Частыми нарушителями становились тяжеловесы или автопоезда с насыпным грузом. По причине перевеса на федеральных трассах у 20 мостов зафиксированы повреждения разной степени. Для восстановления данных объектов потребуется около двух лет.

Штрафы за превышение веса разнятся от страны к стране, однако взвешивать тяжеловесы принято практически везде. Для чего это делается? По мнению властей, это поможет поддерживать в сохранности и надлежащем виде дорожное полотно. Перевозчики ссылаются на то, что полных и достоверных исследований по этой тематике нет. Как и нет подтверждений того, что именно грузовики наносят существенный вред дорогам. Кроме этого, многие делают акцент на качестве покрытия и отмечают, что в первую очередь нужно следить за качеством строительства, тогда и ремонт транспортных артерий придется делать значительно реже.

Несовершенство нормативно-правовой базы и коррупция – вот еще пара факторов, которые вызывают недоверие и явное неприятие со стороны перевозчиков, водителей. Многие считают систему АПВГК хорошим способом пополнить региональный бюджет, при этом вопрос бережного отношения к дорогам остается в стороне. И действительно, с момента, как система начала работать, вряд ли можно говорить о том, что все дороги в России приведены в порядок и полностью отремонтированы.

Размер штрафов за превышение веса автомобиля действительно очень высок. По словам В.Матягина, президента ассоциации «Грузавтотранс», в России проверка машины превратилась в коммерцию, которая основана на взяточничестве. От многих дальнобойщиков поступают жалобы о том, что дело отлажено до автоматизма и водители уже заранее имеют представление о том, с какой суммой придется расстаться, чтобы не проходить весовой контроль. Большинство и вовсе пытаются избежать измерений любым способом: прокладываются объездные дороги, водители маскируют номерные знаки и т.д.

С внедрением новых правил перевозчики настаивают на том, что нужно обеспечить возможность для проведения контрольного взвешивания. По мнению А.Лашкевича, руководителя одного из подразделений ГК «Деловые линии», если водитель получает уведомление о превышении веса, то уже на следующем посту он должен иметь возможность сверить эти данные. Если разница в показаниях будет существенной, это даст возможность оспорить выписанный штраф в суде. Также он высказал мысль о том, что следует применять систему дифференцированных штрафов, когда будет учитываться процентное соотношение от перегруза по оси. За незначительный перевес не должно быть разорительных штрафов, а вот многократное и умышленное превышение веса необходимо пресекать.

Интересный эксперимент решили провести в г. Санкт-Петербург на одном из стационарных пунктов контроля. Взвешиванию подверглись 15 автомобилей с различным типом груза: песок, щебень, грунт, контейнеры. По каждому из них был составлен протокол с указанием точных замеров. Как итог, 9 грузовиков (согласно показателям) превысили допустимую нагрузку на ось в пределах 30%. Однако изначально превышения предельно допустимой массы не было, кроме того, загрузка машин была неполной.

В случае увеличения сети АПВГК есть шанс, что коррупционная составляющая в данной ситуации станет меньше, поскольку техника будет работать автоматически. С другой же стороны, всегда есть место для различных неполадок и сбоя, по причине которого могут появиться несправедливо назначенные штрафы. Однако с техникой договориться уже не получится и, может быть, именно этот момент станет отправной точкой для улучшения российских дорог.

Ссылка на основную публикацию