Жизнь отечественных грузовиков и китайская дружба народов

Для сектора коммерческого автотранспорта всегда была характерна определенная стабильность и постоянство. И ранее не приходилось говорить о каких-либо скачках и резких изменениях в данной сфере. Но сегодня ситуация диктует иные тенденции.

Все изменилось с конца февраля 2022 года, когда было объявлено проведение военной операции. Поток товаров из европейских стран прекратился, многие зарубежные компании начали свой уход с территории России. Кроме того, въезд в страну всем иностранным грузовикам стал запрещен.

Китайский грузовик

И получается, что новых машин от европейцев – нет, запчастей – нет, а работа на месте не стоит и нужно как-то искать пути выхода из сложившейся ситуации. В связи с чем, аналитики прогнозируют глобальные перемены в транспортном секторе. Что же сегодня происходит в сфере транспорта, и какова доля иномарок среди грузовиков?

Ответы на эти вопросы подскажет статистика.

Число всех грузовых автомобилей в России равно 2, 62 млн. автомобилей. При этом более половины, а именно свыше 64% приходится на грузовики отечественного производителя (1, 68 млн. штук).

Но дело в том, что даже у машин есть свой возраст. И грузовики, с момента выпуска которых прошло более 9 лет, составляют около 73% от всего автопарка России. И совсем скоро потребуется найти им замену. Как же будут реагировать на возросший спрос отечественные производители?

Бескапотник «Валдай»
Бескапотник «Валдай» от «ГАЗ» уже вошел в серию

Для начала вспомним тех, на кого в данной ситуации смотрит вся страна. Это концерн «КАМАЗ», «Горьковский автомобильный завод» и «МАЗ» из Белоруссии. В настоящий момент у «КАМАЗа» — наибольший автопарк, который превышает 700000 грузовых автомобилей.

На втором месте следует «ГАЗ» и его грузовики в количестве чуть более 430000. Почетное бронзовое место достается «МАЗу», его автопарк немногим не дотянул до 200000 единиц техники. Миасский производитель «Урала» пока не готов похвастаться такими цифрами, однако и он не стоит на месте, а постепенно наращивает свои производственные мощности.

Если говорить о соотношении моделей и их популярности, то здесь пальма первенства принадлежит «ГАЗ» с ее «Газелью», после него идет «КАМАЗ Компас», а также его серия К5, с нестареющей классикой выступает Миасский автозавод и его «Урал 4320», а также «Урал Next». А вот «МАЗ» пока не предпринимает активных действий и занят выпуском микроавтобусов «МАЗ 281040» и фургонов «МАЗ 356022».

Грузовик КАМАЗ К5
«КАМАЗовская» серия К5 пока еще в производстве. Но надолго ли?

Кто как подготовился

Что любопытно, компания «ГАЗ» находится под санкционным давлением еще с 2018 года. При этом именно она оказалась наиболее устойчивой к внешним воздействиям. Почему так? В первую очередь потому, что уже заблаговременно отдел снабжения позаботился о стратегическом запасе на агрегаты и необходимые узлы.

Кроме этого, «Группа ГАЗ» разделена на 5 направлений деятельности и в каждом дивизионе в рамках одной корпорации присутствую сразу несколько предприятий. Например, в дивизион «Силовых агрегатов» входят такие организации как: «ЯМЗ», Ярославские заводы дизельной и топливной аппаратуры. Компонентное направление представлено «Заводом штампов и пресс-форм», «Канашским АЗ» и др.

Помимо этого, «Группа ГАЗ» тесно сотрудничает с множеством прочих компаний по всей России. Плюс к тому – имеет свои технические возможности для проведения испытаний с новыми, опытными образцами техники. Такая своеобразная автономность позволяет не только сохранять текущее производство, но и строить планы по его расширению.

Одной из приятных новостей от «Группы ГАЗ» является скорое начало серийного производства «Соболя NN». В планах компании это случится в 4 квартале 2022 года. «Соболь NN» уже был представлен в конце августа текущего года на выставке «Агро Русь 2022» (г. Санкт-Петербург). Реализация проекта стала возможна с помощью займа на льготных условиях от «Фонда развития промышленности».

Поступившие средства планируется потратить на новое оборудование для завода «ГАЗ», чтобы выпускать «Соболь NN». Отдельное оборудование потребуется для того, чтобы подготовить кузовные панели, произвести вальцевание металлических деталей.

А вот весь процесс сборки и окрашивания новинок будет осуществляться на существующих производственных площадках «ГАЗ», параллельно с классической моделью «Газель». По предварительным подсчетам, общая сумма для запуска проекта будет составлять 3,25 млрд. рублей, где свыше 70% — это средства концерна «ГАЗ» (около 2,42 млрд. рублей).

Что представляет собой «Соболь NN»?

Цельнометаллический фургон, полной массой до 3,5 тонны, с полезным объемом 7,8 куб. м. и топливным баком на 70 литров. Удобные распашные двери позади фургона, а также сдвижная боковая дверь позволяют упростить погрузочный процесс и сделать его более комфортным. Кроме того, погрузочная высота — всего 75 см. Внутреннее устройство кабины перекликается с «Газелью»: сенсорный экран, кнопка запуска двигателя без ключа, современная приборная панель, эргономичное место водителя и др.

Двигатели — на выбор: Ульяновский «EvoTech Pro» на 122 лошадей (бензиновый), либо дизельный «Cummins 2.8 ISF», взамен которого, чуть позже, должен прийти свой локализованный дизель. Коробка передач – механика, 6-ступенчатая, имеет авторство «Нижегородских моторов». А вот об автоматической КП, к сожалению, пока речи не идет.

Для безопасного движения новинка оборудована системами: устойчивости автомобиля (ESC), предотвращения отката при движении на уклоне (HAS), автоматической регулировки скольжения (ASR), предупреждения при отклонении от полосы движения (LDWS) и др. Новый фургон, по заявлениям производителя, будет содержать более 80% отечественных компонентов.

Соболь NN
Новинку «Соболь NN» ждем уже в этом году!

Еще одно приятное известие от «ГАЗ», а точнее от его автобусного подразделения «Павловский АЗ» (ПАЗ), заключается в том, что на предприятии уже идут подготовительные работы к выпуску «Citу MAX 9». Это автобус с предполагаемой вместимостью пассажиров от 70 до 200 человек, оснащенный мотором «ЯМЗ 534» и автоматической коробкой передач.

Высокая степень маневренности, радиус разворота – чуть более 8 м., а также повышенный комфорт в салоне для пассажиров. Вот вам и ПАЗик!

Пока космические корабли бороздят просторы…

А что же может сегодня предложить «КАМАЗ»? До недавнего времени он развивал активное сотрудничество с «Mercedes-Benz», хотя говорить о том, что у концерна нет собственных производственных возможностей, по меньшей мере, некорректно. Но факт остается фактом: львиная доля грузовиков «КАМАЗ» имела основательные импортные корни, а это и кабины семейства К4, К5, и дизельные моторы «КАМАЗ-Liebherr», «Cummins-КАМА». Сюда же можно отнести КП от «Zahnrad Fabrik», компоненты топливной и тормозной систем, карданы, подвески и др.

И вот сегодня, по причине санкций, все эти компоненты стали резко недоступны. Конечно, на складах есть определенный запас необходимых запчастей, но надолго ли их хватит? В настоящий момент серия К3 может выпускаться в ограниченных количествах, К4 поколение в принципе покидает конвейер, а у К5 дела еще вошли в нужное русло. Да, сегодня на предприятии идет сборка К5 моделей, однако как долго это будет продолжаться – предсказать сложно.

В планах концерна «КАМАЗ» на этот год – 9 и 12-тонные грузовики «Компас», которые часто именуют прямым конкурентом «Валдаю», в количестве до 900 штук. «Компас 9» идет в комплекте с турбодизельным двигателем«Cummins ISF 3.8» в 152 лошадей. Его грузоподъемность составляет 5,6 тонны. При мощности в 166 л.с. — 5,9 тонны соответственно. 6-ступенчатая механическая КП «JAC» либо «FastGear». Что касается моделей «Компас» на 3,5 и 5 тонн – их появление следует ждать не ранее 2023 года.

Грузовик КАМАЗ К3
Классика из семьи К3 с дорог никуда не исчезнут

По неофициальным данным ранее «КАМАЗ» уже проводил переговоры о приобретении китайских двигателей «Weichai», но китайский холдинг занял позицию выжидания и пока не готов поставлять необходимые двигатели и прочие компоненты в промышленных масштабах. Причина проста: «Weichai Group» не желает попадать под санкционные ограничения.

Догнать и перегнать

Активно развивает свое производство гражданских автомобилей и автозавод «Урал» (Миасс). За последние несколько месяцев число проданных автомобилей достигло 350. При этом покупатели интересуются и классикой «Урал 4320», а пока есть спрос – будет и предложение.

Параллельно завод продолжает выпускать «Урал Next» — крупнотоннажный грузовик с повышенной проходимостью. Впервые он был представлен публике в 2015 году, и с тех пор в технические характеристики был внесен ряд изменений. Блок управления «ЯМЗ 536» — от компании «Itelma» (г. Москва), это российский разработчик и производитель IT-решений для транспорта.

Топливная система – от «АЗПИ» (г. Барнаул), а взамен электронной педали газа пришел ее механический аналог. И как результат такие преобразований – экологические нормы двигателя сползли до класса Евро 2.

УРАЛ NEXT
Катится, катится, голубой «Урал»…к стандартам Евро-2.

Сегодня коробки передач марки «ZF» заменены на механические «Fast Gear» от китайского производителя. По слухам, на предприятии уже есть на примете и аналогичная коробка-автомат, вот только поставщик пока не разглашается. Кроме того, в поисках замены для европейских компонентов, на помощь «Уралу» пришли альтернативные варианты как российского, так и белорусского производства.

С 01 августа 2022 года «Урал» число выпускаемых предприятием грузовиков в сутки достигло 45. В планах организации на последующие пару лет – увеличение темпов работы практически в 2 раза! И уже сегодня завод ведет разработку сразу нескольких проектов.

Эти проекты имеют приоритетную значимость для автомобильной промышленности РФ, в связи с чем, со стороны «Фонда развития промышленности» заводу «Урал» уже был предоставлен заем на льготных условиях в сумме 2 млрд. рублей в рамках «Приоритетных проектов».

Данные средства планируется потратить на переоснащение литейного производства, покупки так называемых станков-роботов для автоматической обработки ступиц и тормозных дисков. По словам заместителя губернатора Челябинской области, Е.В. Ковальчука, когда в Миассе будет налажено собственное производство необходимых компонентов, это будет огромный шаг в сторону импортозамещения.

Проект стартует уже в 2023 году и в планах предприятия – создание автомобильных мостов (порядка 13 видов), а также мостов для строительной техники. Площадка под новый проект будет располагаться в действующих заводских корпусах. А уже к 2025 году в планах «Урала» — выпуск свыше 18 тысяч мостов и комплектующих для спецтехники для использования внутри страны. И это не принимая во внимание внешние рынки!

Такой масштабный проект определенно даст «Уралу» возможность увеличить выпуск существующих моделей уже на основе отечественных компонентов, а также позволит обеспечить новыми рабочими местами более 3000 человек.

Взгляд в сторону Китая

А в это время в Белоруссии на «Минском автомобильном заводе» хранят гордое молчание относительно конкурента для «Валдая Next». Речь о нем шла еще год назад, однако пока производственные планы предприятия насчет этой модели не известны.

Новая модель «МАЗа» — лицензионная копия «Shacman Delong K 3000» и ее выпуск подразумевался в рамках сотрудничества с «Weichai Holding». Напомним, завод по производству двигателей «МАЗ-Weichai» был торжественно открыт в 2019 году в новом индустриальном парке «Великий камень» под Минском.

Сегодня Минский автозавод делает упор на микроавтобусы «МАЗ 281040» и фургоны «МАЗ 365022», где в качестве основы взяли малотоннажник «JAC Sunray» 2010 года.

МАЗ-365022
МАЗ-365022

Изначально разработку нельзя назвать технологическим прорывом, скорее можно выразиться так: мы где-то это уже видели.

МАЗ 281040
МАЗ 281040

Самые первые, собранные образцы имели минимальную комплектацию, которая впоследствии была расширена. Но пока будущее этих машин остается непонятным. Для внутреннего использования – вполне может быть. А что касается продажи в другие страны, тут уже возникает вопрос: а будет ли спрос?

МАЗ 5440
Возможным передовиком среди тягачей будет «МАЗ 5440»

Если рассматривать класс тяжелых грузовиков, то здесь уклон Белоруссии в сторону китайских компонентов все более заметен невооруженным глазом. Совместное с «Weichai» предприятие уже построено, производителем коробок передач «Fast Gear» обозначен Китай, который, в свою очередь, входит в холдинг «Weichai». А мосты «Hande» от «Shaanxi» приобретаются «МАЗом» в рамках взаимного сотрудничества.

И складывается следующая ситуация: «MAN-овские» компоненты, которых и так было не особенно много, имеют свойство заканчиваться. Новых поступлений ожидать не приходится. И тут очень кстати проявила себя белорусско-китайская дружба.

В настоящее время идет сборка автофургонов «7325» с колесной формулой 6х4, оснащенных дизельными шести цилиндровыми моторами «Weichai WP 12» на 460 лошадей. Пока еще он выпускается в связке с немецкой КП «ZF 16S 2220», но очень скоро она будет заменена на китайскую коробку. Тем более, что опыт работы с китайскими компонентами у белорусских производителей уже есть: еще семь лет назад с китайским двигателем «Weichai WP 430» был собран самосвал с колесной формулой 6х4.

МАЗ-MAN
Импортные комплектующие уходят в прошлое

Но что делать в случае, если «Weichai» передумает и откажет белорусской стороне в поставке компонентов? Ведь угроза повторных санкций с него все еще не снята. Или еще хуже – закроет свою производственную площадку под Минском? Здесь остается не слишком много вариантов: придется довериться не таким крупным и известным поставщикам. А уж какого качества будут эти компоненты – остается только догадываться.

Однако это лишь возможный вариант развития событий, который не исключен. Но пока китайское сотрудничество продолжается не только с Белоруссией, но и с Россией. И вполне ожидаемо, что скоро мы увидим технику со схожей компонентной базой, которая будет отличаться лишь по виду кабин.

Китайский грузовик
«Китайцев» на дорогах прибывает

Таким образом, сегодня мы вступаем в период большой конкуренции с китайскими автомобилями. Ведь у покупателя может возникнуть резонный вопрос: зачем выбирать аналоги, если можно сразу взять оригинал? И уже есть статистические данные, которые свидетельствуют в пользу такой тенденции. В июле 2022 года продажи российской и китайской техники разнились всего на один процент (43 против 44). Да, всего 1% — не такой уж и значимый показатель, однако общий курс для отечественного автопрома довольно рискованный. И пока еще не известно, с какими результатами мы придем к концу этого года.

Ссылка на основную публикацию