Перевозка леса и пиломатериалов автотранспортом

В каких случаях перевозка леса осуществляется автомобильным транспортом? Если маршрут проходит по участкам, где железнодорожное сообщение отсутствует, или размеры лесоматериалов превышают предельно допустимые при перевозке стандартным вагоном, т.е. длиннее 15 метров. Автотранспорт более универсален и применяется для перевозки пиломатериалов с лесозаготовительных предприятий, транспортировки для последующей переработки, доставки конечному потребителю и прочих нужд.

Перевозка леса и пиломатериалов

Виды и классификация лесоматериалов

Для перевозки лесоматериалов разделение лесоматериалов производится по двум параметрам. Классификация по методу обработки делит все материалы лесозаготовки на следующие виды:

  • круглые (срезанные поперек ствола);
  • пиленые (распил произведен вдоль);
  • строганые (тонкая доска);
  • измельченные (опилочные материалы);
  • лущеные (резка производилась по спирали).

По длине лесоматериалы различают:

  • коротье ( до 2 метров);
  • средние (от 2 до 6 метров);
  • длинномерные (более 6 метров).

В зависимости от вида перевозимого груза выбирается вид транспорта, методы погрузки и крепления.

Нормативное регулирование процесса перевозки пиломатериалов по России

При перевозке пиломатериалов автомобильным транспортом, а также при их складировании и погрузке, необходимо руководствоваться требованиями следующих стандартов:

Транспортировка леса и лесоматериалов за пределы России производится согласно общему порядку таможенного оформления. В таком случае нормативным документом служит Таможенный кодекс РФ.

Подготовка леса к погрузке (сортировка, упаковка, выбор способа погрузки) и дальнейшей транспортировке

Для безопасной перевозки леса (в т.ч. перевозки леса кругляка), лесоматериалов и пиломатериалов  имеют значения следующие свойства древесины:

  • плотность;
  • влажность;
  • форма;
  • размер.

Лесозаготовитель должен отсортировать материалы по длине и весу: на одно транспортное средство укладываются лесоматериалы примерно одной длины, при этом узкие концы чередуют с широким, чтобы создавался естественный баланс.

В обязанности грузоотправителя также входит подготовка погрузочной площадки с возможностью свободного маневрирования автомобилей большой грузоподъемности. Отдельным требованием является обязательное расположение линий электропередач на высоте не менее 4,5 метров.

Нарезные пиломатериалы могут быть дополнительно упакованы. Ценные породы упаковывают в вощеную бумагу для предотвращения намокания древесины. Обычные лесоматериалы могут скрепляться в уложенные штабелями пакеты. Такой способ упаковки ускоряет и облегчает погрузку. А перевозка лесоматериалов в пакетах дополнительно защищает продукцию от воздействий внешней среды. Наиболее ценную древесину дополнительно накрывают сверху тентом, защищающим груз от сырости.

Способы и особенности погрузки леса, бревен и пиломатериалов

Для безопасной перевозки пиломатериалов автомобильным транспортом груз должен быть правильно подготовлен и правильно загружен в транспортное средство.

Погрузка лесоматериалов осуществляется поштучно, пачками, крупными упаковками. Штучная погрузка применяется редко, если применяемое оборудование не обладает большой грузоподъемностью. Чаще используется погрузка пачками. Пачки между собой разделяют вертикальными стойками и горизонтальными прокладками. Крупные упаковки также используются сравнительно редко, так как для этого способа необходимо особо мощное оборудование.

Выбор применяемого оборудования зависит от вида лесоматериалов. Существует много различных механизмов, которые могут применяться в данном случае:

  • челюстные погрузчики фронтального, поворотного и перекидного вида;
  • гидравлические лесопогрузочные манипуляторы;
  • самозагружающиеся автопоезда, снабженные манипуляторами;
  • тягловые краны и т.д.

При погрузке пиломатериалов могут применяться метод подъема вершин хлыста, метод «вершина – комель» или метод переноса.

Во время погрузки водитель должен покинуть автомобиль. Это требование безопасности, чтобы в случае повреждения кабины сорвавшимся деревом или бревном, никто не пострадал. Контроль во время погрузки и закрепления груза осуществляют представители грузоотправителя.

Лесоматериалы распределяются по платформе (кузову) штабелями таким образом, чтобы создавать равномерные слои. Край должен быть ровным, стволы не должны выступать за кромку. Запрещается использовать ручной труд, если древесина обработана химикатами, которые могут нанести вред организму. Если перед рейсом перевозились лесоматериалы, зараженные болезнетворными микроорганизмами или вредителями, то автомобиль обрабатывают специальными обеззараживающими веществами.

После погрузки обязательно проверяется, чтобы груз не закрывал номер машины, световые приборы, зеркала заднего вида.

Перевозка леса и пиломатериалов

Правила перевозки леса

Выбор оптимального вида транспорта при перевозке леса зависит от того, какой тип продукции будет загружен в автомобиль. Существует несколько разновидностей автомобильной техники для перевозки леса. Для перевозки леса кругляка автотранспортом применяются специально оборудованные ТС – лесовозы, которые имеют повышенную проходимость для вывоза материалов с заготовительных площадок. А также специально оборудованные платформы, на которые бревна укладываются и надежно фиксируются. Существуют специально оборудованные модели лесовозов манипуляторами, которые облегчают погрузо-разгрузочные работы. Платформы крепятся к тягачу помимо стандартного крепления стальными тросами, которые обеспечивают дополнительную мобильность скрепки.

При отсутствии лесовозов для перевозки пиломатериалов автомобильным транспортом подойдут стандартные грузовые ТС, оборудованные специальными приспособлениями для надежной фиксации груза:

  1. Коники для перевозки леса — это специальные металлические стойки, которые выдерживают дополнительное давление груза и создают дополнительно высокие борта кузову машины. Коники принципиально необходимы для перевозки круглого леса и перевозки бревен.
  2. Гребенки — приспособления против скольжения древесины, удерживающие бревна в первоначальном положении.
  3. Панели-щиты обеспечивают дополнительную защиту кабины от повреждения.
  4. Щиты и цепи, создающие дополнительную фиксацию груза при тряске в движении по бездорожью.

Документы, необходимые при перевозке пиломатериала автотранспортом

Перевозка пиломатериалов автомобильным транспортом в обязательном порядке должна сопровождаться обязательным пакетом соответствующих документов. Список сопроводительных документов зависит от территориальной принадлежности транспортировки.

Перевозка перевозка пиломатериалов внутри страны

При перевозке лесоматериалов в пределах российской Федерации при себе нужно иметь следующий пакет документов:

  • права «Е» категории;
  • договор на поставку древесины;
  • товарно-транспортная накладная;
  • путевой лист, выписанный организацией или индивидуальным предпринимателем;
  • доверенность на машину, если она принадлежит стороннему лицу;
  • технический паспорт транспортного средства.

Экспорт

В случае поставки за границу транспортировка древесины необходимы следующие сопроводительные документы:

  • права международного образца;
  • счет-фактура международного образца (Invoice);
  • товарно-транспортная накладная, оформленная в соответствии с требованиями Международной Конвенции;
  • сертификат фитоконтроля;
  • Shipping specification. Спецификация с количественным указанием позиций.

В каких случаях необходима маркировка при транспортировке леса

По требованиям Лесного кодекса РФ обязательной маркировке при заготовке подвергается лес-кругляк ценных пород: бук, ясень, дуб.

Причем эти требования распространяются как на организации, так и на предпринимателей, действующих в рамках своей деятельности. Особенности маркировки устанавливаются Правительством РФ. Маркировка должна считываться специальными устройствами. Информация заносится в единый реестр учета сделок с древесиной, действующий в России.

Правила и особенности разгрузки леса и лесоматериалов

В разгрузочных работах с лесоматериалами требуется соблюдение следующих требований.

  1. Рекомендуется использовать технические средства, которые оснащены двойными или тройными клещевыми захватами. Это уменьшает участие стропальщиков в процессе, что ускоряет выгрузку и уменьшает риск травмирования работников.
  2. Руководитель разгрузки лично осматривает каждый штабель, пакет и назначает ответственных за процесс. При нарушении целостности увязки, перекоса, он должен лично контролировать выгрузку данного объекта.
  3. Требования безопасности запрещают разгружать одновременно две машины, стоящие рядом. Расстояние не должно быть меньше 5 метров.
  4. Нахождение людей в зоне возможного падения грузов строго запрещено.
  5. Выгрузка лесоматериалов, обработанных химическими веществами, производится строго механизированным способом.

Ниже на видео представлен пример процесса погрузки лесоматериалов в грузовой автомобиль.

Штрафы и ответственность за нарушения правил перевозки леса

Согласно статьи 50.4 Лесного кодекса РФ, перевозка древесины должна осуществляться при наличии соответствующих документов. Перевозка древесины без сопроводительных документов карается внушительными штрафами и санкциями. Это не касается случаев заготовки дров для личного потребления граждан. Во всех остальных случаев наличие документов обязательно. Оформить документы должен собственник лесоматериалов и грузоотправитель. Нарушение этого требования попадает под состав административного правонарушения ч.5 ст. 8.28.1 КоАП РФ и влечет наложение штрафа:

  • для должностных лиц — 30000-50000 рублей;
  • для юридических лиц — 500000-700000 рублей.

При этом лесоматериалы подлежат конфискации, под нее может попасть и автотранспортное средство как орудие нарушения. По судебной практике видно, что автотранспорт удается вернуть перевозчику при обращении в правоохранительные органы с представлением документов на собственность машины.

Перевозка леса автотранспортом — мероприятие, требующее организованности, опыта и ответственного подхода. Для транспортировки, максимально отвечающей требованиям законодательства и сохранности груза лучше обращаться к проверенным автотранспортным предприятиям, обладающим достаточными ресурсами и опытом для оказания таких услуг.

Ссылка на основную публикацию