Перевозка нефти и нефтепродуктов автомобильным транспортом: правила и особенности

Для России с ее огромной территорией и различными климатическими зонами, обычным делом является тот факт, что в некоторые населенные пункты никаким другим транспортом, кроме автомобилей и авиации не доберешься. А перевозка нефтепродуктов (НП) должна осуществляться и в крупные города, и в очень удаленные населенные пункты страны. Железнодорожный и морской транспорт могут добраться не везде и имеют достаточно долгий срок транспортировки нефти. Авиаперевозки для транспортной перевозки нефтепродуктов не выгодны, а значит перевозка нефти автотранспортом будет более практична в таких случаях.

Коллаж

Виды нефтепродуктов, их классификация

Чтобы правильно подобрать транспортное средство для перевозки нефтепродуктов, их необходимо правильно классифицировать. Существуют несколько критериев различия. По агрегатному состоянию различают следующие виды НП в:

  • газообразном;
  • жидком;
  • твердом состоянии.

Перевозка нефтепродуктов автомобильным транспортом подлежат только жидкие и твердые виды НП.

По физическим свойствам НП можно разделить на следующие виды:

  • топливо (к этому пункту относятся все виды топливных жидкостей, например, бензин, керосин, дизельное и реактивное топливо и т.д.);
  • масла (все виды);
  • вязкие и пластические вещества (изоляционные материалы, консервационные материалы для механизмов, смазки и т.д.);
  • горячий битум (особенности позволяют выделять это вещество в отдельный вид);
  • твердые нефтепродукты (парафин, битум и другие);
  • спец.вещества.

Данные виды обобщают по цвету: светлые и темные. В данном разделении значение имеет наличие переработки и очистки. Практически все виды топлива относятся к светлой категории нефтепродуктов. У темных видов НП большая концентрация нефтяных составляющих, что повышает уровень вязкости продукта. Это влияет на особенности и условия перевозки нефтепродуктов, многие из них приходится перевозить с постоянным подогревом, чтобы избежать их излишнего загустения.

Важно: транспортировка нефти и нефтепродуктов может нести две основные угрозы:

  • опасностью воспламенения и взрыва как самих веществ, так и их паров, что может привести к техногенной аварии разной локализации;
  • способностью нанести вред людям, животным и окружающей среде, в случае разлива, что грозит экологическим бедствием разного масштаба.

Поэтому нефтепродукты относят к третьему классу опасности грузов. Автомобильные перевозки нефтепродуктов должны осуществляться в соответствии с требованиями ДОПОГ (международным правилам по дорожной перевозке опасных грузов).

Скачать ДОПОГ. Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов. Том 1.

Скачать ДОПОГ. Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов. Том 2.

Безопасность для окружающих и экологии всегда ставятся в приоритет. Никакие горящие сроки или производственная необходимость не могут быть причиной для нарушения требований безопасности и правил автомобильных перевозок нефтепродуктов.

Более подробно о перевозках опасных грузов в нашей стране можно ознакомиться в статье: «Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом».

Тара для перевозки нефтепродуктов

Автомобильные перевозки нефти и нефтепродуктов могут осуществляться как тарным, так и бестарным способом. ГОСТ 1510-84 регламентирует все виды тары для перевозки НП.

Тарный способ перевозки нефтепродуктов

Небольшие партии нефтепродуктов практичнее транспортировать тарным способом. При этом используют следующие виды тары:

  • бочки из металла или дерева;
  • баллоны из металла;
  • барабаны из картона, дерева, металла;
  • канистры из металла или полимеров;
  • ящики деревянные, картонные;
  • мешки из картона или дерева.

Жидкие нефтепродукты по требованиям безопасности наливают не больше 95% емкости, твердые — на полный объем.

Применяют несколько видов упаковки, что создает многоуровневую защиту. Так для розничной торговли штучные упаковки перевозят в ящиках, установленных на поддоны и надежно обмотанных термопленкой. При этом используют обычные бортовые или тентованные грузовые автомобили, дополнительно оборудованные средствами безопасности.

Иногда для перевозки крупных партий нефтепродуктов используют специальные флекситанки (специальные мешки, изготовленные из многослойных материалов), они бывают емкостью от 10 до 25 тысяч литров. Такие емкости помещают в контейнеры.

Ящики, коробки и барабаны используют для нефтепродуктов в твердом состоянии, для жидких видов применяют бочки, канистры различного объема. Для каждого вида топлива установлен предельный объем разовой тары.

Важно: нельзя перевозить в цистернах маленькое количество нефтепродуктов, при этом заполнение резервуара не достигает безопасного уровня. Возникает угроза самовоспламенения и взрыва. Поэтому более безопасно небольшие объемы нефтепродуктов перевозить, упакованным в тару. Или применять специальные автоцистерны, в которых произведено разделение на отсеки с небольшим объемом.

Бестарный способ перевозки

Для бестарного способа перевозки нефтепродуктов применяют специальные средства передвижения (ССП), оборудованные под различные виды НП.

  1. Бензовозы используют для перемещения всех видом моторного топлива (бензин, дизельное топливо), масла, растворители, жидкие смазочные материалы и другие похожие по физическим свойствам продукты.
  2. Топливозаправщики, оборудованные дополнительными насосами и приспособлениями для полного и дозированного скачивания.
  3. Газовозы, которые предназначены для транспортировки газов в жидком состоянии под давлением.
  4. Газовозы, специально предназначенные для перевозки газовых баллонов.
  5. Битумовозы, которые обеспечивают постоянный нагрев содержимого резервуара.
  6. Другие виды ССП.

Современные автоцистерны для перевозки нефтепродуктов оборудуют дополнительно дыхательными клапанами, которые обеспечивают дополнительную защиту герметичности. А также устанавливают специальные съемные волнорезы, которые гасят волновое движение нефтепродуктов в цистерне во время ускорений и торможения транспортного средства.

Перевозка нефти автоцистерной

Важно: требования безопасности ограничивают заполнение объема тары жидкими нефтепродуктами не более, чем на 95%. Твердыми НП можно заполнять тару на 100%.

Виды подвижных составов для перевозки нефтепродуктов и их оснащение

Транспорт для перевозки нефтепродуктов может состоять только из одного прицепа или полуприцепа. Применяют также автоцистерны, разделенные на секции, для перевозки различных видов нефтепродуктов в одной машине. Обязательными элементами оснащения являются:

  • минимум один упор против отката, соразмерный весу транспортного средства и размерам колес;
  • два светоотражающих предупреждающих знака на опорах или два автономных электрических мигающих желтых фонаря;
  • яркая куртка или другая одежда на каждом участнике экипажа;
  • персональные средства защиты у каждого сотрудника;
  • карманные фонари у каждого сотрудника;
  • при отсутствии стационарной установки пожаротушения на подвижном составе, огнетушитель, емкость которого позволит потушить возгорание в моторе или другом участке транспортного средства;
  • отдельный огнетушитель для тушения возгорания груза, расположенный непосредственно рядом с цистерной;
  • цистерна должна быть оснащена специальным защитным бампером сзади, расположенном на всей длине цистерны и отстоящем от края цистерны не меньше, чем на 100 мм.

Обязательными элементами конструкции подвижного состава являются:

  • антиблокировочная система торможения;
  • аварийный тормоз;
  • система полного отключения электропитания, расположенная в кабине;
  • система заземления;
  • изоляция нагревающихся деталей двигателя и оборудования от перевозимых грузов;
  • защита топливных баков от повреждений и разлива топлива в сторону цистерны;
  • специальная система вывода выхлопных газов, исключающая нагрев перевозимых нефтепродуктов;
  • дополнительные средства для тушения пожаров: багор, лопата, песок и т.д.;
  • специальная окраска и маркировка подвижного состава, свидетельствующая об опасном грузе, специальные таблички, информирующие о классе опасности груза, надписи «Огнеопасно».

Оборудование автоцистерны для перевозки нефти и нефтепродуктов

Цистерны для перевозки нефтепродуктов должны соответствовать  специальным регламентам ГОСТ 27352—87 «Автотранспортные средства для заправки и транспортировки нефтепродуктов» и Правилами перевозки ОГ.

Обязательным условием конструкции является овальная форма цистерны, которая обеспечивает оптимальные аэродинамические показатели.

Современные требования к цистернам для перевозки нефтепродуктов также диктуют следующие обязательные элементы оснащения автоцистерн для перевозки нефтепродуктов:

  • полная герметичность резервуара, регулируемая специальным клапаном;
  • наличие защиты от статического электричества;
  • используемое напряжение не выше 24V;
  • конструкция должна обладать максимальной устойчивостью и защитой от опрокидывания;
  • системой контроля уровня налитой жидкости;
  • специальными трубками для налива маслянистых нефтепродуктов.

Автомобильные цистерны для перевозки нефтепродуктов не могут быть оборудованы осветительными приборами с открытым пламенем.

Когда возможная перевозка нефти и нефтепродуктов обычными грузовыми автомобилями?

Иногда для транспортировки нефтепродуктов пользуются обычными грузовыми машинами. Основополагающим требованием будет контроль объема транспортируемых НП (бензин до 333 л, ДТ до 1000 л). При совместной перевозке двух видов топлива, совокупный объем не должен превышать 1000 л.

Правила перевозки нефтепродуктов

Перевозка нефтепродуктов автотранспортом должно производиться под строгим соблюдением ряда правил перевозки нефти.

Перед погрузкой внутреннюю часть резервуара осматривают, при необходимости очищают. Для перевозки битума, используют высушенные резервуары. Нельзя допускать смешивания различных видов нефтепродуктов.

При перевозке нефтепродуктов автомобильным транспортом недопустимо уменьшение сроков доставки, требующее превышения допустимой скорости, что связано с требованиями безопасности.

Организация перевозки нефтепродуктов осуществляется в светлое время суток, маршрут согласовывается с органами ГИБДД, он прокладывается в обход центральных улиц населенных пунктов, и мест скопления людей и транспорта. По возможности необходимо выбирать объездные пути доставки.

Требования к автомобилю

В России действует разрешительная система перевозки опасных грузов. То есть для того, чтобы заниматься транспортировкой нефтепродуктов, нужно получить в Минтранспорте региона специальное разрешение, которое выдается после технического осмотра транспортного средства на выполнение требований ДОПОГ и ГОСТов, действующих в Российской Федерации. Разрешение выдается на конкретное транспортное средство, в нем четко прописываются виды нефтепродуктов, разрешенных к перевозке на данном автомобиле. Лицензия для транспортировки нефтепродуктов не требуется.

Допуск на транспортное средство для перевозки нефтепродуктов выдается максимум на 6 месяцев и требует периодического продления. При осмотре проверяется техническое состояние автомобиля, правильность нанесенной маркировки. Если были внесены изменения в конструкцию, маркировка не соответствует правилам, в выдаче разрешения могут отказать. Перевозка нефтепродуктов без разрешения чревата наложением существенных штрафных санкций и ареста транспортного средства.

Такие требования обусловлены требованиям безопасности, любые нарушения могут привести к крупной аварии, в которой могут пострадать люди, строения и экология. Все регламенты безопасности написаны не бездумно, и оплачены человеческими жертвами и большими разрушениями.

Требования к водителю

Для допуска к работе по транспортировке нефтепродуктов, водитель должен пройти специальное обучение. После него выдается удостоверение установленного образца, которое должно быть с собой на маршруте.

Кроме общего обучения обязательно проведение периодических инструктажей по конкретным видам топлива, свойствам и рискам при работе с ними. А также правилам поведения во внештатных ситуациях, регламентом действий, правилам обращения с техникой для пожаротушения.

С водителями до автоматизма отрабатываются порядок действий при ЧП и отказе оборудования. Также водители должны обучаться правилам пользования СИЗ и навыкам оказания первой медицинской помощи.

Перед рейсом водители проходят обязательный медосмотр на состояние здоровья для избегания аварийных ситуаций, вызванных плохим самочувствием сотрудника.

Перед выездом на маршрут водитель самостоятельно производит осмотр технического состояния автомобиля, удостоверяется в наличии всех необходимых документов, СИЗ, проверяет герметичность резервуаров и целостность пломб.

Перевозка нефти автоцистерной

Необходимые документы для перевозки нефтепродуктов

Для транспортировки нефти и нефтепродуктов должен быть в наличии следующий пакет документации:

  • договор на перевозку нефтепродуктов, акт-заказ;
  • товарно-транспортные документы установленного образца (тн, ттн, упд и т.д.);
  • бумаги, гарантирующие свойства и качество перевозимых веществ (сертификаты, санитарные свидетельства и т.д.);
  • путевой лист с отметкой об опасном грузе;
  • свидетельство о допуске по ДОПОГ на автомобиль;
  • документы, свидетельствующие о допуске водителя к перевозке ОГ;
  • согласованный с органами ГИБДД, маршрут следования;
  • информация о участниках экипажа, контактные данные лиц, с которыми необходимо связаться в случае нештатной ситуации.

Ответственность за несоблюдение правил перевозки нефтепродуктов

За нарушение правил перевозки НП, относящихся к опасным грузам законодательством предусмотрены серьезные санкции.

  1. Для физических лиц — штраф 2000-2500 рублей или лишение прав на срок 4-6 месяцев.
  2. Для должностных лиц, несущих ответственность за транспортировку НП, штраф увеличивается — 15000-20000 рублей.
  3. Для юридических лиц сумма штрафа составит 150000-250000 рублей.

Штрафы не маленькие, особенно для транспортных предприятий. Поэтому необходимо следить за выполнением требований. Ведь они возникла не на пустом месте. Правила оправданы сохранением безопасности для водителя, окружающих, имущества и окружающей среды.

Заключение

Автомобильные перевозки нефти и нефтепродуктов даже в пределах одного населенного пункта является мероприятием, несущим потенциальную угрозу. Для избегания данной угрозы необходимо ответственно и максимально серьезно относится ко всем нюансам, которые возникают на каждом этапе данного процесса. Выше указанные требования к перевозке нефтепродуктов позволяют сократить вероятность возникновения нештатной ситуации, несущей угрозу, более, чем на 50%.

Привлечение автомобильного транспорта для транспортировки нефти и нефтепродуктов получило распространение, так как обеспечивает большую доступность для большей части населенных пунктов страны. А привлечение надежных и ответственных перевозчиком лишает заказчиков головной боли и обеспечивает уверенность в своевременной доставке нефтепродуктов по назначению. Поэтому транспортировка нефти в России автомобильным транспортом столь востребована, но, одновременно, и технологически сложна.

Также вашему вниманию предлагаем лекцию о перевозке наливных грузов с наглядным методическим материалом.

Ссылка на основную публикацию