Перевозка негабаритных грузов автомобильным транспортом: правила и особенности

Содержание

Что такое негабаритный груз? Негабаритный груз – это принятый к перевозке объект, линейные размеры, нагрузка на ось или масса которого превышают максимально допустимые значения. Транспортировка негабаритных грузов сопряжена с повышенным риском как для водителя, так и для окружающих, поэтому должна подчиняться особым правилам.

В России впервые о перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов задумались во время масштабных строек во времена СССР. Было замечено, что транспортировка элементов электростанций, гигантских станков, судов и подобных предметов крайне трудна и опасна. Со временем были выработаны правила, которые позволили защитить всех участников движения от рисков, возникающих при перевозке негабаритных грузов автотранспортом.

Соблюдение требований и правил перевозки негабаритных грузов и тяжеловесных грузов – это зачастую вопрос жизни и смерти. Любые аварии с подобными объектами могут привести к жертвам и разрушениям. Какие есть требования к транспорту, водителям и организации перевозке? Прочитайте статью, чтобы найти ответы.

Перевозка негабаритного груза

Какой груз расценивается как негабаритный? Виды негабаритных грузов

Негабаритные грузы – это объекты, чья масса либо линейные размеры выходят за предельно установленные для свободного движения на дорогах. Их нельзя поместить в обычное транспортное средство, не нарушив при этом ПДД.

Виды и размеры негабаритного груза:

  • негабаритный тяжеловесный груз (нагрузка на каждую ось свыше 7 тонн, общая масса – свыше 40 тонн);
  • длинномерный груз (если в длину автопоезд – свыше 20 м);
  • крупногабаритный груз — это груз, габариты которого превышают по высоте 4 метра, а по ширине – 255 см или 260 см – для изотермических кузовов или рефрижераторов.

Нормативная база, регулирующая перевозку негабаритных грузов

Внимание! С 01.01.2021 Постановление №272 теряет силу.

Внимание! С 01.01.2021 Приказ №7 теряет силу.

Важно! С 17 января 2021 года в действие вступает ФЗ № 239 от 20.07.2020, которым внесены изменения в ряд нормативных актов. В настоящей статье приводятся нормы указанного акта: необходимо учитывать, что ряд из них на момент подготовки материала ещё не действует.

Основные изменения, внесённые в ФЗ № 257 с 17.01.2021:

  1. введено понятия зоны автоматического контроля ТС по весу (массе) и габаритам, пункт такого контроля;
  2. закреплено, что федеральные правила в сфере транспортировки негабарита не применяются к частным автодорогам необщего пользования;
  3. закреплены полномочия владельца и доверительного управляющего автодороги устанавливать пункты весогабаритного контроля;
  4. сохраняется порядок и правила весогабаритного контроля, что закреплено в п.16 ФЗ № 257.

Когда необходимо получить разрешение на перевозку негабаритных грузов автотранспортом?

Любая транспортировка объекта, подпадающего под категорию негабаритного (по общей массе, нагрузке на ось, линейным размерам) требует получения специального разрешения на перевозку негабарита. Особый порядок предусмотрен для сельскохозяйственной техники, которого мы не будем касаться в данной статье. Заявителю необходимо собрать перечень документов, выбрать уполномоченный орган и обратиться туда с письменным заявлением.

Внимание! Лицам, ответственным за организация перевозки крупногабаритных тяжеловесных грузов, необходимо обращаться в орган, расположенный на территории начала маршрута. При возникновении спорных ситуаций следует получить разъяснения в Роставтодор.

Куда обращаться, чтобы получить разрешение на негабаритный груз, и сколько оно стоит? Какие документы необходимы?

Как получить разрешение на перевозку негабаритных грузов автотранспортом? Это важный, сложный и одновременно очень актуальный вопрос. Давайте будем разбираться.

Особенность оформления разрешения на перевозку негабаритных грузов – длительный срок рассмотрения заявления (до 30 дней). Кроме того, при отрицательном ответе по формальным основаниям процесс начинается заново. Поэтому готовиться к предстоящей перевозке негабарита следует заранее – как минимум за 45 суток до её предполагаемого осуществления.

Категория дороги Орган, дающий разрешение Основные документы
Международная, федеральная, соединяющая свыше 2 субъектов РФ Росавтодор ·         заявление;

·         схема маршрута движения;

·         документы на груз;

·         документы на автомобиль;

·         квитанция, подтверждающая перечисление государственной пошлины.

Региональная, межмуниципальная, либо местная – по территории свыше 2 субъектов России Исполнительный орган субъекта РФ
Местного значения, проходящая по двум и более поселениям района Орган с/у* муниципалитета
Местного значения, проходящая по одному району Орган с/у поселения
Городская Окружной орган с/у города

*с/у — самоуправления

В заявлении указывается:

  • сведения о заявителе – субъекте хозяйствования;
  • срок перевозки негабаритного груза, вид;
  • предполагаемое количество рейсов;
  • сведения о ТС, используемых для транспортировки крупногабаритных грузов (номерные знаки, марка и модель, предельная скорость движения);
  • подробные характеристики негабарита, который будет перевозиться.

К заявке следует приобщить следующие документы:

  • СТС и автопаспорт на составляющие автопоезда – полуприцеп (прицеп) и тягач;
  • схема расположения груза внутри автопоезда, предполагаемое распределение нагрузок на каждую ось;
  • технические требования к транспортировке крупногабаритных и тяжеловесных грузов, перемещение которых согласовывается.

Внимание! Орган, выдающий разрешение на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов, вправе истребовать и другие документы. В случае их непредставления в согласовании перевозки может быть отказано. Однако требование о предоставлении документов должно быть мотивированным и не противоречить законодательству.

Сроки рассмотрения заявления – от 5 до 30 дней. Государственная пошлина установлена п.111 ст.333.33 НК РФ и на день подготовки материала составляет 1600 рублей. Следует отметить, что последний раз стоимость увеличивалось в 2014 г., следовательно, в ближайшем будущем цена может быть увеличена.

Дополнительно могут быть затребованы:

  • оценка пригодности автодороги для перевозки негабаритных грузов;
  • оплата реконструкции дороги, иных инженерных сооружений (путепроводов, мостов и т.д.) на маршруте следования;
  • возмещение предполагаемого ущерба, который будет причинён при проезде.

Виды разрешений на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов:

  • разовые (на одну поездку);
  • срочные (на 1-3 месяца, либо на определенное количество поездок в течение 1-3 месяцев).

Важно! Для подачи документов для получения разрешения на перевозку негабаритных грузов может использоваться портал Госуслуг. Руководителю юридического лица, его представителю, а также ИП для указанных целей потребуется ЭЦП. Также допускается направление пакета документов по почте либо передача непосредственно в орган, ведающий выдачей разрешения.

Согласование перевозки негабаритных грузов по России

Собранный пакет документов подаётся в орган, уполномоченный рассматривать заявление, по месту предполагаемой перевозки негабаритных и тяжеловесных грузов. Найти адрес и нужную организации проще всего в интернете, либо обратившись за помощью в компанию, обеспечивающую сопровождение процедуры.

Отказ от согласования возможен по следующим причинам:

  1. если дорожные условия с технической стороны не позволяют обеспечить перевозку крупногабаритного груза и проезд на ТС;
  2. если груз может быть перевезен на нескольких машинах, каждая из которых не требует получения разрешения для перевозки;
  3. при предоставлении заявителем недействительных данных или поддельных документов.

Полный перечень оснований для отказа приведён в п.39 Приказа № 167. Однако их можно свести к тому, что заявитель либо отказывается оплачивать дополнительные издержки, либо сама доставка негабарита невозможна без несоразмерного вреда инженерной инфраструктуре.

Важно! В заявлении должна быть указана актуальная информация о юридическом лице, включая организационно-правовую форму. При расхождении сведений с ЕГР в выдаче разрешения будет отказано.

Правила перевозки негабаритных грузов

Ввиду своей специфичности необходимо рассмотреть особенности перевозки негабаритных грузов, что и будет сделано далее.

Прежде всего, любая транспортировка начинается с загрузки продукции в транспортное средство. Погрузка негабаритных грузов производится следующим образом:

  • наиболее тяжёлые объекты располагают внизу – в целях повышения устойчивости транспортного средства;
  • все грузы должны быть закреплены, а между изделиями, бортами (стенками) должны отсутствовать пустоты (зазоры), которые заполняются транспортировочными материалами (прокладками, ёмкостями и т.д.);
  • более лёгкие грузы располагают на более тяжёлые;
  • штучные однородные грузы размещают в виде штабелей; верхний ярус каждого из них должен быть закреплён.

Если разрешение на перевозку крупногабаритных грузов и тяжеловесных грузов выдавалось в электронном виде (через сайт Госуслуг), оно должно быть распечатано и находиться у водителя.

Негабаритные перевозки автотранспортом допускаются, если груз:

  1. не сужает обзор;
  2. не мешает управлять ТС;
  3. не снижает устойчивости автомобиля;
  4. не препятствует идентификации машины (регистрационные знаки видны);
  5. не влияет на работу осветительных приборов;
  6. не загрязняет окружающую среду и не создаёт неудобств другим водителям.

Ещё одно требование – это сопровождение негабаритных грузов. Для этого могут использоваться как тягачи, так и автомобили ГИБДД.

Важно! При получении заключения о нанесении вреда дорогам (инженерной инфраструктуре), заявитель обязан внести возмещение ущерба до получения разрешения. Если в дальнейшем он откажется от поездки, возврат денежных средств не предусмотрен.

Перевозка длинномерного груза

Правила ПДД при перевозке негабаритного груза

В Правилах дорожного движения само понятие «негабарит» не встречается, подобные объекты называют крупногабаритными грузами. Конкретные нормы, на которые можно было бы опираться при организации негабаритных перевозок, не указаны.

Однако, установлены общие требования:

  • в ст.2 – иметь специальное разрешение на перевозку тяжеловесных грузов при их непосредственной транспортировке;
  • в ст.3 – иметь и использовать маячки оранжевого и желтого цвета для транспортного средства, осуществляющего негабаритные грузоперевозки, а также для средств сопровождения;
  • в ст.10.4 – обязанность двигаться не выше скорости, указанной в специальном разрешении на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов;
  • в ст.11.6 – обязанность водителя негабарита совершать действия, упрощающие его опережение (обгон) вне населённого пункта;
  • в ст.23.4 – обязанность установить знак негабаритный груз.

Знак негабаритный груз

Сопровождение негабаритных грузов: как правильно организовать?

Сопровождение негабаритных грузов автомобилем прикрытия позволяет обезопасить как самого водителя, так и других участников транспортных средств. Отсутствие сопровождения является нарушением ПДД, за что предусмотрена ответственность. Его необходимость оговаривается при оформлении разрешения на перевозку.

В населённых пунктах грузовым автомобилям с негабаритным грузом разрешается передвигаться только с сопровождением. То же правило действует при передвижении вне населённых пунктах в ночное время суток. Если перевозка осуществляется днём и вне границ населенного пункта, можно двигаться без сопровождения, если иное не указано в разрешении на провоз негабаритного груза.

Действуют следующие правила:

  1. Если груз шириной 350-400 см, а длиной – 24-30 метров, используются тягачи либо прикрытие;
  2. Если груз шириной превышает 400 см, а в длину — 30 метров, обязательно участие ГИБДД, специально уполномоченного сопровождать данную перевозку.

Автомобили прикрытия негабаритных грузов вправе останавливать движение там, где проезд автопоезда возможен лишь с выездом на встречную полосу.

Подготовка грузового автомобиля к перевозке негабаритного груза

При правильном размещении объектов в транспортном средстве риск их произвольного перемещения сводится к минимуму. Однако сам грузовик должен быть заметен для всех участников движения. Различные требования закреплены в нескольких правовых актах, и от их соблюдения зависит безопасность транспортировки негабаритного груза.

Предусмотрены следующие правила:

  • знак «крупногабаритный груз», размещённый на грузе (на выступающих точках – по краям, сзади и/или спереди);
  • размеры знака негабаритный груз – 40х40 см, с наклонными красно-белыми полосами по 5 см каждая;
  • осветительные приборы либо световозвращающие элементы на грузе (красные – сзади, белые – спереди);
  • маячки красного или жёлтого цветов.

ПДД при перевозке негабаритных грузов

Важнейшие ограничения касаются скорости: не больше 60 км/ч и не свыше 15 км/ч при поездке по путепроводам (мостам). Снаружи кабины требуется наличие как минимум двух зеркал с обеих сторон. Обзор должен быть достаточным при любом способе движения, в том числе криволинейном.

Водителю и машины сопровождения негабаритных грузов запрещено:

  1. отклоняться от маршрута, зафиксированного в разрешении на перевозку;
  2. превышать скорость, допустимую для движения данным ТС;
  3. двигаться при сложных погодных условиях: снегопад, гололёд, видимость менее 10 метров;
  4. перемещаться по обочине, если это специально не оговорено условиями транспортировки груза;
  5. при обнаружении технической неисправности, нарушении крепления груза, ослабления – продолжать движение.

При необходимости изменить маршрут, на это также должно быть соответствующее разрешение.

К транспортному средству предъявляются следующие требования:

  • ТС не должно иметь несоответствий требованиям, установленным ПДД;
  • сцепка «тягач-полуприцеп» по массе соответствует нормам, предусмотренным изготовителем;
  • тормозная система исключает вероятность «складывания» прицепа и тягача при торможении;
  • ТС оборудовано аварийным тормозом, который приводится в действие при разрыве тормозной магистрали между полуприцепом и тягачом;
  • транспорт имеет 2 противооткатных упора на каждое колесное звено, а стояночный тормоз обеспечивает остановку на уклоне как минимум в 16 градусов;
  • если высота перевозимого объекта превышает 4 метра, ТС оборудовано приспособлением для контрольного промера высоты.

Перевозка негабаритного груза

Ответственность и штрафы за перевозку негабаритного груза

Законодательством предусмотрены серьёзные санкции за отступление от требований перевозки крупногабаритных грузов по России. Практика сложилась таким образом, что зачастую перевозчикам приходится доказывать свою невиновность. Вот почему так важно правильно подойти к оформлению документов.

При нарушении правил может наступить различная ответственность:

  • уголовная (при аварии с тяжкими последствиями);
  • административная (ст.21.1 КоАП);
  • гражданско-правовая (возмещение материального ущерба, компенсация морального вреда).
Ст.12.21.1 нарушение, допущенное водителем крупногабаритного либо тяжеловесного ТС, организатором перевозки, компанией санкция (штраф — тыс.руб., лишение права)
часть 1 ·         движение без спецразрешения (если габариты выступают за разрешенные до 0,1 м),

·         со спецразрешением, но с превышением габаритов на 0,1 м;

·         с превышением максимальной массы ТС или осевой нагрузки от 2 до 10% без спецразрешения;

·         с превышением массы ТС или осевой нагрузки, указанных в спецзарешении, от 2 до 10%.

·         на водителя (В) – 1-1,5;

·         на должностных лиц (ДЛ) – 10-15;

·         на юридических лиц (ЮЛ) – 100-150;

·         при автофиксации – 150 на собственника.

часть 2 ·         движение негабарита с превышением габаритов на 0,1-0,2 м без спецразрешения;

·         с превышением допустимой массы ТС или предельной осевой нагрузки на 10-20% без спецразрешения.

·         на В – 3-4;

·         на ДЛ – 25-30;

·         на ЮЛ – 250-300;

·         при автофиксации – 300 на собственника.

часть 3 ·         движение негабарита с превышением габаритов на 0,2-0,5 м без спецразрешения;

·         с превышением допустимой массы ТС или допустимой осевой нагрузки на 20-50% без спецразрешения.

·         на В – 5-10 или лишение права на 2-4 месяца;

·         на ДЛ – 35-40;

·         на ЮЛ – 350-400;

·         при автофиксации – 400 на собственника.

часть 4 ·         движение негабарита с превышением дозволенных габаритов на 0,1-0,2 м со спецразрешением*;

·         с превышением допустимой массы ТС или допустимой осевой нагрузки на 10-20% со спецразрешением.

·         на В – 3-3,5;

·         на ДЛ – 20-25;

·         на ЮЛ – 200-250;

·         при автофиксации – 250 на собственника

часть 5 ·         движение ТС с превышением дозволенных габаритов на 0,2-0,5 м со спецразрешением;

·         с превышением допустимой массы ТС или дозволенной осевой нагрузки на 20-50% со спецразрешением.

·         на В – 4-5 или лишение права на 2-3 месяца;

·         на ДЛ – 30-40;

·         на ЮЛ – 300-400;

·         при автофиксации – 400 на собственника.

часть 6 ·         движение негабарита с превышением габаритов свыше 0,5 м без спецразрешения;

·         движение негабарита с превышением габаритов свыше 0,5 м со спецразрешением;

·         с превышением допустимой массы транспорта или осевой нагрузки на 50% без спецразрешения;

·         с превышением допустимой массы автопоезда или осевой нагрузки на 50% со спецразрешением.

·         на В – 7-10 или лишение права на 4-6 месяцев;

·         на ДЛ – 45-50;

·         на ЮЛ – 400-500;

·         при автофиксации – 500 на собственника.

часть 7 нарушение иных ПДД ·         на В – 1-1,5;

·         на ДЛ – 5-10;

·         на ЮЛ – 50-100.

часть 8 предоставление ложных сведений о грузе (масса, габариты), отсутствие указания в ТН данных о разрешении (номер, дата, маршрут) ·         на гражданина – 1,5-2;

·         на ДЛ – 15-20;

·         на ЮЛ – 200-300.

часть 9 действие, предусмотренное ч.8, повлекшее последствия, предусмотренные ч.ч.3, 5, 6 ·         на гражданина – 5;

·         на ДЛ – 25-30;

·         на ЮЛ – 350-400.

часть 10 лица, допустившие погрузку в ТС объектов, превышающих максимально допустимые спецразрешением по габаритам или нагрузке на ось. ·         ИП – 80-100;

·         ЮЛ – 250-400.

часть 11 проезд ТС через знак, запрещающий движение данному ТС по массе или нагрузке на ось. ·         на водителя – 5.

*здесь и далее «со спецразрешением» — имеется в виду с превышением пределов, установленных в специальном разрешении.

Важно! Дальнейшее движение большегруза, задержанного за нарушение ч.ч.1-6 ст.12.21.1 КоАП, невозможно. Он должен быть задержан на основании ст.27.13 КоАП либо блокирован.

Основное условие привлечение к ответственности – наличие причинно-следственной связи между действиями и последствиями. Если перевозчик выполнил все условия, но всё равно наступила авария или повреждён груз, то уголовной или административной ответственности не наступает. Но это не значит, что убытки всегда будет нести виновник.

Владелец транспортного средства (источника повышенной опасности), будь то гражданин или фирма, обязан возместить вред, причинённый в результате его деятельности. Это правило работает, даже если нет вины. Получается, что перевозчику негабаритных грузов нужно просчитывать и действия других участников дорожного движения.

Внимание! ФКУ «Росдормониторинг» осуществляет автоматический весовой контроль транспорта на дорогах с фотофиксацией. Нарушители привлекаются к ответственности в виде штрафов.

Заключение

Итак, правила перевозки крупногабаритных грузов в РФ весьма жёсткие и предполагают крупные санкции за их нарушения. Необходимо точно знать маршрут следования, иметь безупречно оформленные документы на перевозимые ТМЦ и на автомобиль. Нарушение требований чревато большими штрафами, а также гражданско-правовой ответственностью за повреждённые дороги и коммуникации.

Рекомендуем в спорных ситуациях не полагаться на свою трактовку законодательства, а обращаться за разъяснениями как в органы ГИБДД, так и в специализированные организации. Следует отметить, что любые решения, являющиеся неправомерными, могут быть обжалованы. Перевозка крупногабаритных грузов автомобильным транспортом крайне специфична, поэтому разобраться в отдельных вопросах могут только профессионалы.

 

Ссылка на основную публикацию