Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом

Опасный груз – это химический продукт, который вступает в реакцию с органическими соединениями, разрушает их и представляет очень серьезную опасность для людей и окружающей среды. По последним данным Минтранса РФ ежегодно по дорогам России перевозится порядка 1 миллиарда тонн подобных грузов, что составляет около 20% от всего грузооборота страны. В случае ДТП последствия бывает очень страшными и тяжелыми, поэтому данный аспект в грузовых перевозках очень жестко регламентирован и существует большой перечень правил по перевозке опасных грузов.

Автотранспорт для перевозки опасных грузов

Классификация опасных грузов и их маркировка

К опасным грузам относят ядовитые, взрывоопасные, окисляющие, радиационные, легко воспламеняющиеся жидкости, газы, пестициды, пероксиды и т.п. – по данным ООН более 3500 наименований (чуть ниже можно будет скачать полный перечень опасных грузов в алфавитном порядке, соглашение ДОПОГ и ГОСТ 19435-88).

Автотранспорт перевозит опасный груз

Согласно классификации ГОСТ 19435-88, основанной на европейском соглашении о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ/ADR), их принято разделять на 9 классов:

  • I класс – химические соединения, которые могут воспламениться или взорваться, либо устройства такие вещества содержащие (например, патроны для ружей и пистолетов, некоторые фейерверки, безопасные взрыватели). Знаки опасных грузов класса 1:
    Подклассы 1.1-1.3

    Подклассы 1.4-1.6

  • II класс – любые газы (в сжиженном или естественном состоянии). Маркировка опасных грузов класса 2 зависит от типа газа:
  • III класс – жидкости, способные легко воспламеняться или выделять легковоспламеняющиеся пары (например, ацетон, клеи, дизельное топливо, лаки, спирты, растворители, бензин, керосин, краски, нефть). Маркировка ОГ класса 3:
  • IV класс – легковоспламеняющиеся твердые вещества и материалы (за исключением тех, которые входят в 1-ый класс), которые способны воспламеняться в процессе перевозки при взаимодействии с внешними источниками, влаги, нагревания, или в результате самопроизвольно произошедших химических (например, сера, белый и желтый фосфор, литий). Включает 3 подкласса. Маркировка 4 класса опасных грузов:
    Подкласс 4.1

    Подкласс 4.2

    Подкласс 4.3

  • V класс – органические перекиси и окисляющие вещества, способные выделять кислород, а значит поддерживать процесс горения, что при реакции с другими веществами может приводить к взрыву или возгоранию. 2 подкласса включает со следующей маркировкой:
    Подкласс 5.1

    Подкласс 5.2

  • VI – инфекционные (например, бактерии и вирусы, диагностические образцы) и токсичные (например, никотин, пестициды, мышьяк, цианиды) вещества и материалы, которые способны вызывать интоксикацию организма или смерть. Включает 2 подкласса со следующей маркировкой:
    Подкласс 6.1

    Подкласс 6.2

  • VII – радиоактивные вещества и материалы (кобальт, цезий, йод, уран 233, плутоний 239 и др.). Опасные грузы класса 7 имеют показатель излучения радиоактивности радионуклидов более 70 кБК/кг. Знаки опасных грузов:
  • VIII – коррозионные вещества и материалы (вызывают коррозию при взаимодействии с металлом, например, щелочи) и едкие жидкости, которые при попадании вызывают повреждение открытых участков тела (дыхательных путей, кожи, слизистых оболочек), например, ртуть, серная кислота, кислотные батареи. Маркировка 8 класса опасности:
  • IX – прочие опасные материалы и вещества, хоть и не являются особо опасными, но требуют внимательного и осторожного обращения в процессе транспортировки (например, сухой лед, намагниченные материалы, вспенивающаяся полимерная смола). Знаки опасных грузов:

Полный алфавитный перечень всех опасных грузов с указанием класса (и подкласса) опасности, ГОСТ 19435-88 и  ДОПОГ Европейское соглашение можно скачать ниже по ссылкам.

Скачать алфавитный перечень опасных грузов с указанием класса опасности.

Скачать алфавитный перечень опасных грузов с указанием кодов ГНГ.

Скачать ГОСТ 19435-88.

Скачать ДОПОГ Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов Том 1.

Скачать ДОПОГ Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов Том 2.

ДОПОГ 2 Тома

Для перевозки опасных грузов автомобильный транспорт должен быть оборудован и замаркирован согласно требованиям соответствующих нормативных документов (ДОПОГ, Правила перевозок опасных грузов, Устав автомобильного транспорта РФ).

Табличка опасный груз

Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом

Ввиду своей специфичности и вероятности проявления негативных последствий при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом существуют множество требований и правил.

Требования к водителю

Прежде всего, водитель транспортного средства (ТС) должен пройти соответствующие обучение, при этом у него должен быть непрерывный стаж вождения соответствующей категории не менее 3-х лет.

Согласно ДОПОГ выделены следующие курсы обучения водителей:

  • базовый, после обучения которому водитель имеет право перевозить опасные грузы (кроме радиоактивных и взрывчатых грузов) в упаковке;
  • специальный курс по перевозке грузов первого класса опасности;
  • специальный курс по транспортировке опасных грузов в  автомобильных цистернах;
  • специальный курс транспортировке радиоактивных веществ седьмого класса опасности.

Перед каждым рейсом водитель обязан пройти медицинский осмотр, более того, он обязан уметь оказывать первую медицинскую помощь

В ниже представленном видео вы можете прослушать одну из лекций по обучению перевозкам опасных грузов.

Что касается разрешения для транспортного средства, то оно специально выдается ГИБДД только в том случае, если перевозиться будет груз в автомобильной цистерне, либо это взрывчатые вещества. В других случаях достаточно диагностической карты и надлежащего состояния ТС (ТС, перевозящие опасные грузы обязаны проходить ТО раз в полгода).

Если же к перевозке планируются грузы повышенной опасности согласно таблице 1.10.3.1.2 ДОПОГ, то здесь необходимо получение специального разрешения. Более подробно о получении такого специального разрешения можно прочитать в статье: Специальное разрешение на перевозку особо опасных грузов.

Требования к транспортному средству

Безусловно, больше всего требований и правил установлено касательно транспортного средства, на котором будет перевозиться тот или иной опасный груз.

К числу основных требований к автомобилю можно отнести:

  1. Прежде всего, ТС должно быть переоборудовано в соответствии с ГОСТ и правилами ДОПОГ (ADR). На каждый класс опасности выдвигаются свои требования, которые также указаны в технической документации;

Оборудование ТС, перевозящего опасный груз

  1. ТС должно быть окрашено в специальный цвет, соответствующий виду перевозимого опасного груза, а бокам должны быть изображения, предупреждающие о транспортировке опасных материалов. Если это легковоспламеняющиеся соединения, то цвет должен быть оранжевым, если это газы, то цвет синий, а если перевозятся самовозгорающиеся вещества, то сверху должен быть нанесен белый цвет, а снизу красный;
  2. На автомобиле должны быть соответствующие голографические наклейки, обозначающие перевозку опасного груза;
  3. У транспортного средства, транспортирующего опасный груз, выхлопная труба должна быть вынесена вперед перед радиатором с заметным нижним наклоном, а если это невозможно ввиду конструктивных особенностей, то труба выносится в бок справа вне зоны кузова таким образом, чтобы не было соприкосновений с топливными элементами автомобиля;
  4. Между кабиной и кузовом автомобиля должна быть установлена биологически защитная перегородка;
  5. Топливный бак автомобиля не должен контактировать и быть изолирован от электрических цепей ТС и источников тепла;
  6. Глушитель должен быть оснащен искрагасительным устройством;
  7. При перевозке радиационных материалов кузов должен быть изготовлен из стали с герметизацией всех швов, соединений и стыков, а автомобиль должен быть оснащен прибором, измеряющим радиацию;
  8. Не допускается перевозка с применением более одно прицепа или полуприцепа;
  9. Если для транспортировки опасного груза (ОГ) используется прицеп типа фургон, то он должен быть изготовлен из прочных огнеупорных материалов, быть закрытым со всех сторон. В нем должна присутствовать самостоятельная вентиляция, удовлетворяющая техническим свойствам транспортируемого груза;
  10. При использовании открытых кузовов для перевозки ОГ сверху прицеп должен накрывать брезентом из огнеупорных материалов. В креплении брезента также должны быть использованы только огнеупорные запорно-фиксирующие приспособления;
  11. При перевозке в цистернах оборудование должно быть защищено на случай опрокидывания, для этого все трубопроводы укрепляются прочными усилительными колпаками и кольцами. Также на цистерне должен быть установлен бампер сзади, шириной не меньше, чем сама цистерна и на расстоянии от 10 см от поверхности цистерны;
  12. На автотранспорте, перевозящего опасные грузы первого класса, разрешено использование обогревательных устройств исключительно в кабине или для обогрева силового агрегата;
  13. ТС, осуществляющее автоперевозки опасного груза, общей массой в снаряженном состоянии 3,5-12 тонн должно быть оснащено средствами, ограничивающими скорость передвижения до 90 км/ч.
  14. Обязательно должен быть в наличии минимум один противооткатный механизм;
  15. Обязательно наличие такелажного оборудования для надежной фиксации опасного груза при транспортировке;
  16. Внутрироссийские перевозки опасных грузов могут осуществляться только при наличии у ТС устройств спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS;
  17. Обязательно наличие огнетушителя в подкапотном пространстве, системы пожаротушения (СП)с независимым источником питания в кузове, а также у водителя должна быть возможность включить СП вручную из кабины;
  18. В кузове около дверей должны быть установлена светозвуковая система сигнализации;
  19. Требования к электрике автомобиля:
    1. Электрозащита должна быть на уровне не менее IP54 (полная защиты от воды и пыли);
    2. транспортное средство оборудуется желтыми сигнальными огнями с собственными независимыми источниками питания;
    3. ТС должно быть оборудовано заземляющим устройством, соприкасающееся с дорожным полотном минимум 20см;
    4. На автомобиле должен быть размещен штырь из металла, защищающий ТС и груз от прямого попадания молнии;
    5. электрическая проводка должна быть надежно защищена от нагрева и иных механических воздействий и должна быть надежно зафиксирована;
    6. напряжение проводки не должно превышать 24 Вт;
    7. изоляция проводки осуществляется бесшовными методами;
    8. аккумулятор ТС обязательно должен быть размещен в отсеке, в котором присутствует вентиляция;
    9. в электропроводке рядом с аккумулятором дополнительно размещается выключатель с механическим или дистанционными способами работы;
    10. в электрической цепи должны быть установлены исправно работающие предохранители на абсолютно все потребители электроэнергии;
    11. электрические лампы, находящиеся внутри кузова, должны быть огорожены металлической решеткой. Запрещается применение ламп с резьбовыми цоколями.

Оборудование автомобиля, перевозящего опасный груз

Правила маркировки упаковки и требования к обозначению автотранспорта

Прежде всего, транспортное средство должно соответствовать всем вышеуказанным требованиям, и, как следствие, должно иметь разрешение на перевозку опасных грузов, которое выдается ГИБДД сроком на 1 год.

Знаки опасного груза

После того, как автомобиль и водитель получили право перевозить опасные грузы, ТС должно быть обозначено соответствующей маркировкой, чтобы все участники дорожного движения знали о том, что данный автомобиль транспортирует опасный груз, а соответствующие службы экстренного реагирования в случае ДТП могли оперативно получить всю необходимую информацию о грузе и предпринять все необходимые меры для нейтрализации последствий.

Поэтому на ТС должны быть установлены соответствующие таблички из прочного материала, который выдержит фазу активного горения не менее 15 минут, при этом надписи на нем также должны остаться в читабельном виде.

Такие требования не случайны, т.к. записи на таких табличках несут в себе информацию о классе опасности груза и о самом грузе: в верхней ее части указан код опасности, а в нижней – номер груза согласно классификации ООН. Пример такой таблички показан ниже на рисунке.

Табличка опасный груз

Более подробно о правилах обозначения и расшифровке всех цифр и символов на таких табличках вы можете ознакомиться в главе 5 соглашения ДОПОГ (скачать которое можно здесь).

Помимо таблички на ТС также должен быть установлен еще опознавательный знак в виде ромба, где указывается класс и подкласс опасности перевозимого груза. Если размещенные знаки опасности хорошо заметны на перевозимых контейнерах, цистернах-контейнерах и т.п., то такой знак становится не обязательным.

Помимо всех указанных выше обозначений требуется маркировка тары и упаковки, в которую упакован опасный груз. Здесь также существует ряд правил и требований:

  • маркировка должна быть надежной и долговечной;
  • маркировка должны соответствовать классу и подклассу опасности груза;
  • устанавливается дополнительно знак, если груз представляет опасность для окружающей среды:
  • на тару устанавливается табличка с информацией, где указан номер опасного груза согласно классификации ООН, а для 1,2,7 – ого классов номер отгрузочного наименования материала (изделия).

Процесс перевозки опасных грузов

В зависимости от материала или изделия и его класса опасности для каждого рейса для каждого автомобиля всегда должен составляться паспорт безопасности (стандартный пакет включает в себя 4 копии). На его основании происходит как погрузка опасного груза, так и его выгрузка.

В процессе транспортировки опасного груза водителю запрещено брать с собой других лиц. Также запрещено брать какие-либо попутные другие грузы для перевозки. В случае возникновения проблем с автомобилем и вынужденной остановки, водитель обязан уведомить об этом свою компанию и ближайший отдел ГИБДД. После чего он должен вызвать специальный транспорт, который сможет обеспечить безопасность груза. После остановки ему необходимо обозначить место стоянки красными мигающими огнями или соответствующими знаками аварийной остановки.

Непосредственно в процессе транспортировки опасного груза ЗАПРЕЩЕНО:

  • заправлять топливом на обычных АЗС, если перевозится груз классов опасности 1, 2, 3, 4.1, 4.2, 4.3, 7; в таких случаях заправлять транспорт разрешено на расстоянии не менее 25 метров от АЗС;
  • обгонять и опережать другие ТС, скорость которых больше 30км/ч;
  • при езде с горы выключать двигатель и выжимать сцепление;
  • курить в кабине или рядом с автомобилем (допустимое расстояние – более 50 м);
  • резко дергать автомобиль с места при старте или резко тормозить;
  • изменить согласованный маршрут движения;
  • буксировать автомобиль;
  • оставлять транспортное средство без внимания.

Правила подготовки груза к перевозке

Основные требования по подготовке груза к транспортировке определяются правовыми документами, составленными на основании пунктов ДОПОГ (ADR), рассматривающее данный вопрос. Основная часть таких пунктов касается обеспечения безопасности и сохранности опасных грузов, учитывая их физико-химические свойства и класс опасности.

Категорически запрещено перевозить вместе опасные грузы с не опасными. Если опасный груз упакован в стеклянную тару, то она должны быть также упакована в деревянную упаковку и с прокладыванием дополнительно амортизирующего (смягчающего) материала.

Любая тара, в которой перевозится ОГ, в обязательном порядке должна быть опломбирована.

Пломбы для груза

Размещение опасного груза в кузове автомобиля должно производиться таким образом, чтобы он был надежно закреплен, исключив, таким образом, вероятность его перемещения или смещения в процессе транспортировки. Газообразные или жидки ОГ необходимо транспортировать в металлических емкостях, таких как бочки, цистерны, баллоны.

Во время проведения погрузо-разгрузочного процесса двигатель автомобиля должен быть выключен, запрещено при этом курить, принимать пищу и включать обогревательные приборы.

Если планируется перевозка нескольких опасных грузов, то необходимо убедиться, что данные грузы являются совместимыми для транспортировки. Посмотреть это можно в «Таблице совместимости при перевозке опасных грузов различных классов опасности» (скачать (Tablitsa_sovmestimosti_pri_perevozkakh_opasnykh_gruzov_razlichnykh_klassov)). Если речь идет о грузах 1-ого класса опасности, то здесь необходимо руководствоваться «Таблицой совместимости перевозки ОГ 1-го класса опасности с учетом различных групп совместимости» (скачать «Таблица совместимости при загрузке опасных грузов 1-го класса опасности»).

Согласование маршрута транспортировки ОГ

В некоторых ситуациях перед согласованием маршрута необходимо получить разрешение ДОПОГ  на перевозку опасного груза. Это необходимо сделать в следующих случаях:

  • транспортировка предполагается колонной более трех автомобилей;
  • маршрут следования пролегает через труднодоступные места с плохой проходимостью или ожидаются плохие атмосферные явления на пути следования;
  • перевозимый груз является особо опасным.

В таких случаях чаще всего должно назначаться сопровождение, решение о котором принимается Ространснадзором.

Для перевозки всех опасных грузов, кроме грузов классом опасности 9, необходимо согласование маршрута транспортировки с отделением ГИБДД пункта отправки данного груза. Для согласования необходимо соблюдать определенны правила при планировании маршрута перевозки:

  • маршрут не должен пролегать через заповедники, охраняемые территории, места зоны отдыха людей;
  • транспортировка не должна осуществляться через крупные населенные пункты с плотной застройкой (кроме точек загрузки и выгрузки продукции), если же проложить маршрут по другому не представляется возможным, то проезд по населенному пункту возможен, но в объезд лечебных, образовательных, дошкольных, культурных, промышленных и развлекательных объектов;
  • в согласованном маршруте должна быть информация о планируемых стоянках, остановках, заправках ТС и т.п.

Маршрут должен быть подготовлен в 3-х экземплярах (для водителя, для компании, для ГИБДД).

Перевозка опасного груза

После того, как груз доставлен и выгружен, грузополучатель обязан очистить кузов от возможных остатков опасного груза, обеззаразить его, а также снять все знаки опасности с контейнеров и цистерн.

Правила транспортировки ОГ в колонне

При перевозке опасного груза в колонне существует ряд правил:

  • при выезде колонны с места загрузки каждое ТС должно иметь запас топливо на 500 км беспрерывного движения;
  • должен быть назначен ответственный в колонне за соблюдение всех нормативов и правил перевозки;
  • в определенных случаях колонну должен сопровождать автомобиль ГИБДД, в таком случае первое ТС едет с включенным проблесковым маячком;
  • в случае плохой видимости (обзор менее 300м) колонна вправе остановиться, более детально данный вопрос расписан в сопроводительной документации и зависит от характера груза и класса его опасности;
  • в кабине должен присутствовать экспедитор, сопровождающий груз;
  • дистанция между ТС в колонне должна быть более 50-и метров, а при условиях плохой видимости – более 300 метров.

Документы, необходимые для транспортировки опасного груза

Как и любая другая стандартная перевозка, транспортировка опасного груза требует определенного пакета правильно оформленных документов, естественно, ввиду своей специфики, в данном случае существует много нюансов оформления, да и перечень документов более обширен:

  • транспортная и/или товарно-транспортная накладные;
  • договор перевозки;
  • письменные инструкции для водителя и сопровождающего персонала по правилам перевозки соответствующего опасного груза, в них указаны порядок действий в случае аварии, список средств защиты в автомобиле, сведения об опасности груза и т.п.;
  • паспорт безопасности перевозимого вещества или материала;
  • аварийная информационная карта;
  • обязательный пакет для всех перевозок по России: тех. паспорт, тех. талон, водительское удостоверение;
  • путевой лист;
  • удостоверение ДОПОГ, выданное водителю;
  • удостоверение ДОПОГ, выданное ТС.
  • Документ, выданный МВД, разрешающий транспортировку опасного груза.

Сопроводительная документация для перевозки опасных грузов

Штрафы за не соблюдение правил перевозки опасных грузов

Ввиду своей серьезной потенциальной опасности для окружающей среды и людей ОГ должны перевозиться строго по правилам. А нарушение таких правил ведет к серьезным последствиям для участников транспортировки. Статья 12 (п.21.2) КоАП РФ предусматривает следующие виды наказаний за нарушение правил ДОПОГ:

  • водитель – штраф 2000-2500р. или лишение прав на 6 мес.;
  • ответствен. лицо – штраф 15000-20000р.;
  • юр. лицо – штраф 400000-500000р.

Проверка документов ГИБДД при перевозке опасного груза

В случаях нанесения ущерба окружающей среде или здоровью людей предусмотрена уголовная ответственность.

Перевозка опасных грузов – сложная и кропотливая задача, связанная с довольно высокими рисками. Однако, необходимо понимать, что при ответственном соблюдении всех необходимых правил и требований, транспортировка ОГ не будет предоставлять опасности для окружающей среды и людей. А это значит, что все в наших руках и руках участников рынка грузовых перевозок России.

Ссылка на основную публикацию