Грузовые перевозки относятся к числу важнейших видов экономической деятельности предприятия. Они выполняют жизненно важную функцию, связывая компанию с ее поставщиками и покупателями путем перемещения товаров из мест производства или хранения в места, где на эти товары есть спрос. Логисты в тесном сотрудничестве со специалистами по планированию запасов обеспечивают наличие товара там, где его ищет конечный потребитель именно в то время, когда он его ищет.
Иногда плохая организация грузоперевозок становится причиной некачественного обслуживания покупателей. Несвоевременные поставки могут обернуться сбоями в обслуживании и жалобами со стороны потребителей. Кроме того, товар может быть поврежден при перевозке или перепутан складскими работниками при комплектации груза на складе. Такие поставки с излишками, недостачами или повреждениями тоже вызывают недовольство у покупателей и побуждают их уходить к конкурентам.
Если же компания всегда поставляет товар своевременно, в полной комплектации и без повреждений, это внушает доверие покупателям и способствует повышению продаж, а попытки конкурентов переманить покупателей хитроумными маркетинговыми акциями и сниженными ценами встречают большее сопротивление.
Помимо того, что грузовые перевозки влияют на качество обслуживания, они также составляют значительную статью расходов предприятия. Затраты на грузоперевозки, связанные с выполнением заказа, иногда определяют прибыльность или убыточность соответствующей сделки. Перевозки более скоростными видами транспорта стоят, как правило, дороже. Например, доставить заказа по воздуху быстрее, чем морем, но стоить такая доставка может в двадцать раз дороже. При такой разнице в стоимости использование более скоростного вида транспорта может быть не оправданно. Следует отметить, что среди наиболее дешевых перевозок выделяют автомобильные и железнодорожные. Поэтому специалисты по управлению цепочками поставок должны внимательно просчитывать затраты на перевозку грузов, решая, следует ли в принципе перевозить товар и как дешевле всего это сделать.
Логистика грузовых перевозок
Логистика определяется как «часть процесса управления цепочками поставок, занимающаяся хранением и организацией эффективного и результативного потока товаров, услуг и сопутствующей информации от места происхождения к месту потребления и обратно в целях удовлетворения спроса». Словом «поток» в той фразе представлены грузоперевозки, которые обеспечивают перемещение товарных запасов из исходных пунктов цепочки поставок в ее конечные пункты или места использования. Большинство предприятий занимаются как входящей, так и исходящей логистикой. Входящая логистика связана с получением товарно-материальных ценностей (ТМЦ) из мест их наличия, а исходящая – с доставкой ТМЦ в места их потребления. Соответственно, предприятию необходимы как входящие, так и исходящие грузовые перевозки.
В приведенном выше определении термина логистика упоминается не только прямой, но и обратный грузовой поток товаров, услуг и сопутствующей информации. Действительно, иногда товарные запасы перемещаются в обратном (реверсивном) направлении. Под реверсивной логистикой следует понимать «логистические процессы по возврату товаров, уменьшению объемов отходов, вторичной переработке, замене и повторному использованию материалов, утилизации отходов, восстановление, ремонте и заводской переборке». Таким образом, назначение автомобильных грузоперевозок – не только доставка ТМЦ покупателям, но и вывоз всего, что допускает многократное использование и утилизацию, на предприятия, которые этим занимаются. На рисунке ниже показаны прямой и обратный потоки ТМЦ в логистике грузовых перевозок.
Автомобильные грузоперевозки – единственный вид деятельности, который отвечает за наличие товара в нужное место в нужное время в рамках входящей и исходящей логистики.
Логистика включает прогнозирование спроса, планирование запасов, хранение и доставку товаров. Оптимально организованная логистика предполагает наличие тесного взаимодействия между всеми этими видами деятельности, при котором потребитель логистических услуг удовлетворен обслуживанием, а затраты компании минимальны. Чтобы достичь такой оптимизации, необходимо понимать, как всевозможные решения и действия в области логистики автомобильных грузоперевозок влияют на качество обслуживания и общие затраты.
Например, компания задалась целью минимизировать инвестиции в товарные запасы. В связи с этим она решает хранить все запасы на одном централизованном складе, так как известно, что консолидации запасов требуется меньший объем инвестиций. При этому должны снизиться и затраты на складское хранение, поскольку компания эксплуатирует один объект вместо нескольких.
Покупатели, находящиеся поблизости от центрального склада, будут рады такому решению, так как компании не придется далеко везти заказанные ими товары. А покупатели из более удаленных точек наверняка будут огорчены. Они попросят ускорить перевозки, чтобы сократить время выполнения заказа. Для этого перевозка автотранспорта уже может не подойти, и могут понадобиться более скоростные виды транспорта, которые, как уже отмечалось, стоят дороже. Таким образом, централизовав хранение, можно сократить инвестиции в товарные запасы и снизить складские затраты, но затраты на грузоперевозки неизбежно повысятся. Также возможны риски, что предприятие будет терять продажи в пользу конкурентов, способных обеспечить более быстрое выполнение заказа с четким соблюдением сроков.
Стратегия управления цепочками поставок, которая преследует цель минимизировать затраты на грузоперевозки, вряд ли будет оптимальным решение для компании. Это может потребовать отгрузки товара покупателям большими партиями и использования медленных видов транспорта. Требование заказывать товар в больших количествах и медленные способы доставки – еще два способа разочаровать покупателей и побудить их уйти к конкурентам. Поэтому, хотя грузоперевозки составляют внушительную статью расходов компании (часто самую большую в логистике), специалисты по управлению цепочками поставок должны учитывать взаимосвязи между различными логистическими действиями и затратами. Такие решения нередко сопряжены с компромиссами, затрагивающими в том числе и покупателей. Учет взаимосвязей между грузоперевозками, товарными запасами, складской деятельностью, обменом информацией и обслуживание покупателей – это воплощение системного подхода, при котором руководитель стремится оптимизировать логистическую систему в целом, а не отдельный ее элемент. Именно по этой причине автомобильные грузоперевозки рассматриваются как один из важных элементов всей логистической системы.
Грузовые перевозки и цепочка поставок
Еще одна система, в которой требуется искать компромиссы и понимать взаимосвязи между действиями и затратами, — это цепочка поставок. Цепочкой поставок называется сеть компаний, взаимодействующих между собой для предоставления некоторого товара или услуги конечным пользователям и потребителям. Большинство компаний работают только в части цепочки поставок и «дотягиваются» до конечных пользователей своих товаров и услуг посредством других компаний – поставщиков и покупателей. Другими словами, большинство компаний не владеют своими цепочками поставок на всем протяжении.
Управление цепочками поставок включает в себя планирование и управление всеми видами деятельности, связанными с выбором поставщиков, закупкой и логистикой. В него также входят координация и совместная работа с партнерами – поставщиками товаров, поставщиками логистических услуг, посредниками и покупателями. Управление цепочками поставок предполагает комплексное управление спросом и потреблением внутри компании и за ее пределами. Соответственно, управлять цепочкой поставок – значит управлять деловыми взаимоотношениями между центральной компанией и ее внешними партнерами по цепочке поставок, включая покупателей и поставщиков.
Как показывает нижеприведенный рисунок, грузоперевозки автотранспортом представляют собой физические связи между компаниями в цепочке поставок.
Отдельные элементы цепочки поставок называются узлами, а связи между ними – звеньями. Когда одна компания продает товар другой, грузоперевозки служат механизмом его доставки. Исходящая доставка для поставщика является входящей доставкой для покупателя. Когда на одном уровне цепочки поставок возникают задержки и сбои, это сказывается на обслуживании покупателей компаниями, расположенными далее по цепочке. Поэтому перебои в транспортном обслуживании оказывают негативное влияние в целом на экономику. Причинами перебоев могут быть отказы оборудования, стихийные бедствия, непогода, забастовки, вмешательство государство, плохое состояние здоровья у водителя автотранспорта, ДТП и др.
В качестве резюме вышеизложенному можно сделать следующие выводы:
- Автомобильные грузоперевозки играют наиважнейшую роль в обеспечении наличия товара в нужном месте и в нужное время;
- Для оптимального обслуживания клиентов с минимальными затратами в части грузовых перевозок важно найти необходимый баланс между подходами к управлению запасами, складской деятельности, обработке заказов, информационному обучению и обслуживанию покупателей;
- Автомобильные грузовые перевозки – это важнейшие звенья, которые соединяют между собой узлы цепочки поставок и связывают центральную компанию с ее поставщиками и покупателями.