Знаменитые самосвалы-большегрузы «БелАЗ» начинают свою историю с 1958 года. В тот год с конвейера завода в Жодино вышел первый 25-тонник «МАЗ 525» А уже к 1961 году был собран знаменитый «БелАЗ 540», с грузоподъёмностью в 27 тонн.
Белорусский грузовик-гигант
Для своего времени «МАЗ 525» был вполне хорошим грузовиком, но, конечно же, с некоторыми недочетами. Основные сложности, которые отмечались на тестовых испытаниях, жесткая подвеска, длинный капот у кабины, а также малая обзорность. С таким набором дальнейшее производство едва ли было бы целесообразно.
В связи с чем, на предприятии всерьёз задумались над новым грузовиком. И к 1960 году началась его разработка. А уже в следующем году вышел опытный экземпляр «БелАЗ 540».
Новому образцу – новый вид: кабина была перемещена на боковую сторону от двигателя, тем самым сократилась колесная база, а размер грузовой платформы – увеличился. Еще удалось скорректировать распределение веса между осями. Кроме того, вид из одноместной кабины водителя стал намного лучше и шире. Так и появился узнаваемый дизайн «БелАЗа».
Интересный факт. А знали ли вы, что в советском кинофильме «Королева бензоколонки» водитель-грубиян, не заплативший на заправке, приехал именно на БелАЗе 540!
Именно на «БелАЗе», впервые в истории белорусского машиностроения, была применена подвеска с пневмогидравликой. Два пневмоцилиндра (со сжатым азотом) располагались на осях грузовика. Новая гидросистема облегчала рулевое управление и управление механизмом для подъема кузова.
На большегруз был установлен дизельный двигатель Д 12А, мощностью в 375 л.с., расход топлива составлял не более 125 л на 100 км пути. При этом скорость «БелАЗа» составляла 55 км/ч (максимальное значение).
Однозначно по всем параметрам «БелАЗ» опережал «МАЗ 525»: более маневренный и экономичный, он мог перевозить 27000 кг груза при своей массе в 21000 кг.
Служба в три десятка лет
«БелАЗ» довольно быстро был оценен по достоинству и большегруз вошел в серийное производство. В период 1962-63 гг. этот грузовик находился в режиме теста, а в массовый выпуск он был запущен с 1965 года.
Его популярность вышла далеко за пределы СССР: машина вызвала большой интерес в европейских странах, а также в Египте, Иране, Кубе. Но из всех государств самым масштабным покупателем данного грузовика стал Китай.
В 1967 году на «БелАЗ 540 А» был установлен двигатель «ЯМЗ 240» (360 л.с.), который расходовал меньшее количество топлива. Вплоть до 1974 года марки «540» и «540 А» производились одновременно, пока в 1985 году «БелАЗ 540 А» не прошел процесс модернизации. В результате которого появился новый «БелАЗ 7522», его выпуск продолжался до 1997 года. Вот такая история одной марки, которая насчитывала три десятка лет.
В заключение данной статьи предлагаем ознакомиться с двумя небольшими видео, рассказывающими и показывающими нам грузовик-самосвал БелАЗ 540.