Беспилотные грузовики на М-11: впервые поехали полностью автономно!

Сегодня впервые в истории нашей страны грузовики-беспилотники поехали полностью беспилотном режиме. Поговорим об этом событии более подробно.

Технологии будущего, которые ещё недавно казались научной фантастикой, уверенно входят в нашу жизнь. Беспилотные грузовики теперь не просто тестируются в лабораториях или на закрытых полигонах — они колесят по реальным трассам, перевозят грузы и постепенно изменяют транспортную отрасль.

Одним из первых примеров масштабного внедрения стала трасса М-11 «Нева», где грузовики-беспилотники уже уверенно преодолевают сотни километров на пути между столицей и Санкт-Петербургом. Давайте разберёмся, в чём преимущества и недостатки такого прорыва, и что ждёт нас в будущем.

Плюсы и минусы беспилотных грузовиков

Плюсы:

  • Снижение человеческого фактора: беспилотные технологии исключают возможность ошибок, вызванных усталостью, стрессом или невнимательностью водителей.
  • Экономия на топливе: системы управления беспилотников оптимизируют скорость, торможение и расход топлива.
  • Увеличение пропускной способности дорог: автономные машины следуют друг за другом на минимальном расстоянии, что снижает заторы и увеличивает скорость перевозки.
  • Экологичность: оптимизированное движение способствует снижению выбросов в атмосферу.

Минусы:

  • Высокие затраты на внедрение: разработка, внедрение и обслуживание беспилотных систем требуют значительных вложений.
  • Технологические сложности: программное обеспечение ещё не может полностью адаптироваться к сложным погодным условиям или нестандартным ситуациям на дорогах.
  • Юридические вопросы: пока не урегулированы все аспекты ответственности за аварии и инциденты с участием беспилотников.

Беспилотники на М-11: первые шаги

Август 2024 года стал важным моментом для транспортной индустрии России. Именно тогда на трассе М-11 официально стартовало движение грузовиков-беспилотников. Теперь водители могут пересаживаться на пассажирское место при въезде в город, передавая управление системе.

Беспилотные грузовики на трассе М-11 Нева

На данный момент по трассе ездят четыре грузовика-беспилотника — два от «Сберавтотеха» и два от «КамАЗа», и это только начало. По словам вице-премьера Виталия Савельева, к концу 2024 года количество машин достигнет 43, а в 2025 их станет уже 93.

За полтора года с начала эксперимента беспилотные грузовики преодолели более 3 миллионов километров и перевезли более 300 тысяч кубометров груза. Этот успех стал возможен благодаря участию таких компаний, как «КамАЗ», «Сберавтотех», «Магнит», X5 Logistics, Wildberries и «Газпромнефть-Снабжение».

Развитие технологий не останавливается на трассе М-11. В этого года правительство России разрешило пуск грузовиков-беспилотников на новых маршрутах — трассах М-12 «Восток» (Москва – Казань) и Центральной кольцевой автодороге (ЦКАД). Это расширяет беспилотные перевозки на 800 и 336 километров соответственно, что открывает новые возможности для логистики и транспортной индустрии.

Вкратце: как работают беспилотные грузовики?

Беспилотные грузовики оснащены современными системами управления, основанными на цифровых моделях дорог и многочисленных датчиках, которые собирают данные о внешней среде и транспортной обстановке.

Программное обеспечение беспилотника анализирует информацию в режиме реального времени, принимая решения о скорости, маневрах и маршруте. Это позволяет грузовикам безопасно двигаться даже в условиях интенсивного трафика.

Для успешного запуска беспилотных грузовиков был создан специальный экспериментально-правовой режим (ЭПР), который позволяет тестировать новые технологии в реальных условиях, одновременно разрабатывая законодательную базу для их дальнейшего внедрения.

Помимо грузовиков, в правовом поле рассматриваются и другие виды беспилотного транспорта. Например, с 2024 года в Москве и Санкт-Петербурге начаты испытания беспилотных трамваев, и уже обсуждается идея беспилотного метро.

Беспилотные грузовики на трассе М-11 Нева

Будущее логистических коридоров для беспилотных грузовиков

Правительство России строит амбициозные планы по развитию беспилотных логистических коридоров. Через шесть лет их общая протяжённость должна составить не менее 19,5 тысяч километров, что создаст новые возможности для автоматизированной доставки и транспортировки грузов по всей стране.

Виталий Савельев подчёркивает: «Грузовики-беспилотники преодолели уже более 3-х миллионов километров и доставили более 300 тыс. кубометров полезного груза. В планах в ближайшие месяцы количество беспилотных грузовиков будет увеличено до 43 автомобилей, а в 2025 году ездить уже будут 93 грузовика».

Начало курсирования грузовиков-беспилотников по федеральной трассе М-11 — это важный шаг в будущее транспортной отрасли России. С одной стороны, это открывает новые возможности для ускорения и удешевления перевозок, с другой — ставит перед обществом вызовы, связанные с адаптацией к новым технологиям и правовыми вопросами.

Однако, несмотря на все сложности, уже очевидно, что беспилотники станут неотъемлемой частью нашей жизни в ближайшие годы.

Ссылка на основную публикацию