Будущее не за горами или транспорт без водителя

Беспилотный автомобиль в широком понимании обывателей, это машина, в которой отсутствует водитель, но при этом она сама движется по дороге. Т.е. транспорт, который едет сам по себе. Собственно из-за этого представления изначально к подобным автомобилям было много вопросов: совсем-совсем без водителя? Или же с пилотом-инструктором на пассажирском сидении? А может управление с помощью пульта и диспетчера?

Беспилотные грузовые автомобили

И таких уточнений было очень много до тех пор, пока Международное сообщество автомобильных инженеров (SAE) не разработало классификацию, которая поделила все беспилотники по группам автономности. Всего их получилось пять.

Уровни автономности беспилотной техники

В первую группу можно отнести такие автомобили, где присутствуют дополнительные электронные устройства для того, чтобы облегчить водителю нахождение за рулем. Как пример, круиз-контроль (Adaptive Cruise Control), который автоматически позволяет поддерживать скорость транспортного средства, при этом соблюдать дистанцию с идущей впереди машиной.

Или же поддержка при смене полосы движения (Lane Сhange Support), когда система контролирует так называемую «слепую» зону и подает звуковой сигнал при опасности столкновения. Сегодня подобные системы можно встретить практически на всех европейских и американских грузовых автомобилях, но еще 10-15 лет назад такие опции были доступны далеко не каждому и были в новинку.

Одним из первых грузовых автомобилей, оснащенных первым уровнем автономности — это тягач Volvo FH Safety Truck.

Грузовик Вольво

Следующая группа (или 2 уровень) допускает отдельные маневры без вмешательства водителя. Сюда можно отнести самостоятельную парковку или движение машины задним ходом. Как пример можно вспомнить Trailer Assist от «Volkswagen», помогающий в парковке машины с прицепом.

Trailer Assist от «Volkswagen»

Или же знаменитая «Tesla» с ее Autopilot, когда датчики на руле контролируют положение рук водителя. В любом случае на данном уровне движение автомобиля пока еще не обходится полностью без водителя. Допускается, что человек, сидящий за рулем, может отвлечься на некоторое время, но все равно ему приходится осуществлять контроль автомобиля.

Тесла автопилот

На третьей ступени уже речь идет о том, что водитель может не касаться руля некоторое непродолжительное время. В оригинальном тексте трактовка именно этого уровня обозначена весьма размыто. Удачным примером автопилота третьего уровня может являться автопоезд с технологией Flocking (Platooning). В чем суть?

Система Platooning

Грузовики следуют один за другим, при этом система отслеживает скоростной режим и всю дорожную ситуацию. Это позволяет грузовым автомобилям, при необходимости, одновременно ускоряться, либо тормозить. Вместе с тем между автопоездами держится определенная дистанция.

Platooning

И если возникнет непредвиденная ситуация, где потребуется вмешательство водителя, человек успеет вовремя взять управление в свои руки. Недостатками такой системы можно назвать тот факт, что перестроиться из ряда в ряд в автоматическом режиме уже не получится. Т.е. выходит, что и здесь контроль человека необходим.

Благодаря использованию системы Platooning достигается экономия расхода топлива до 15%.

Система Platooning

Но когда уже водитель сможет оставить руль и отдохнуть?! Именно на следующем, 4 уровне, когда машина будет двигаться при помощи дистанционного управления. И такие грузовики сегодня есть! Отличный пример тому, марка «MAN», которая поставила аналогичную технологию с системой Platooning на машины городской дорожной службы.

Platooning-дорожная техника

Дело происходит в Германии и там уже определили отдельные участки дорожных трасс, где работает подобная техника. Да, скорости пока не высоки (до 12 км/час), однако для нанесения, например, дорожной разметки более и не требуется. Или же вот наглядный пример из Норвегии, где подобная техника требовалась для карьерных работ.

«Volvo» представила свой автономный грузовик, который сегодня применяется для вывоза из карьера горной породы и ее доставки до дробильной фабрики. Протяженность маршрута составляет пять километров. Этот беспилотник трудится в известняковом карьере уже три года.

 

И вот он, наивысший 5 уровень автономности. В нем предполагается самостоятельное принятие решений, анализ обстановки и дорожной ситуации. То есть фактически это полное невмешательство человека, а работа искусственного созданного интеллекта самой машины.

Звучит, конечно же, невероятно, однако разработки в данном направлении сегодня уже проводятся. Для визуализации подобных машин будущего можно обратить внимание на грузовик-концепт «Volvo Vera», где кабина и вовсе отсутствует. Но, следует сказать, что пока еще марка «Vera» не готова к самостоятельному движению, для ее работы по-прежнему требуется оператор.

 

Вот на такие пять уровней сегодня можно распределить все существующие беспилотники рынка грузовых перевозок. Какие-то из них уже могут действовать без помощи оператора, а некоторые все еще нуждаются в контроле со стороны диспетчера. Тем не менее, каждый из этих видов машин уже нашел свое применение в различных отраслях.

Первое, что приходит на ум при упоминании автономных машин, это военная сфера. В некоторой степени армейцы сами дали импульс к созданию подобной техники, а уже после идею подхватили все прочие отрасли. Первостепенная и главная задача здесь – сохранение человеческих жизней, снижение риска в случае военных действий, либо при проведении спецопераций в мирное время.

К таким ситуациям можно отнести необходимость перевезти боеприпасы, доставить медикаменты, продукты, товары первой необходимости, провести разминирование территории, а также осуществить и возможную эвакуацию пострадавших из зоны конфликта.

Повсеместно сегодня используется и беспилотная авиация. В СМИ все чаще можно встретить сообщения о применении дронов, в основном с целью контроля и  разведывательных действий. А в последнем месяце 2021 года в прессе появилась информация о создании беспилотника с лазерным оружием производства турецкой робототехнической отрасли.

И в этом случае уже прослеживается тонкая грань, когда техника используется не только во благо человека, но и в чьих-либо корыстных интересах. Поэтому подобные действия должны обязательно регулироваться на государственном уровне.

Вслед за военными эстафету подхватывает горная промышленность. Про тяжелый труд горняков известно всем, плюс на отдельных участках такая деятельность наносит вред здоровью человека. Высокая концентрация пыли, возможная загазованность не позволяют проводить работы круглосуточно.

Поэтому грузовики-беспилотники и здесь приходят на помощь. Их труд не зависит от времени суток, а требует только исправного технического состояния самой машины. Как пример можно привести самосвал «БелАЗ-7513R» белорусского производителя.

 

Еще в 2019 году «ВИСТ Групп» совместно с концерном «БЕЛАЗ», отчитались в проведении пробных работ беспилотного самосвала. На территории завода даже создали специальный полигон, чтобы отрабатывать всевозможные маневры автомобиля.

Машина показала надежную работу в течение 24 часов, проехав 153 км. Скорость не высока, порядке 40 км/час. Но преимущество этого грузовика-беспилотника в том, что в нем предусмотрены сразу три режима работы: стандартный (с водителем за рулем), дистанционный и полностью беспилотный режим. В нем машина движется по заранее заданному маршруту и строго определенной программе, которая определяет все действия беспилотного автомобиля.

На очереди доведение до совершенства погрузочного процесса. Погрузчик сможет самостоятельно выстраивать пространственную модель горной массы, распределять последовательность действий и координировать свое движение с самосвалом. Таким образом, помощь оператора может потребоваться лишь при запуске работы и в отдельных, непредвиденных ситуациях.

Или взять, например, Volvo HX и Scania AXL – роботизированные самосвалы (тележки). Внедряя такую технику, для компании-оператора заметно снижается стоимость перевозки 1 тонны груза, что выгодно в первую очередь владельцу подобной машины. Но нужно помнить, что не достаточно просто взять готовый автомобиль и разместить на него массу датчиков и камер.

 

Любой грузовик-беспилотник приходится разрабатывать с нуля. Поэтому производителям приходится мыслить широко и сразу охватывать несколько типов машин, которые потребуются в применении для конкретной отрасли.

А там, где присутствует необходимость перемещать что-либо, возникает еще одна отрасль – складская логистика. На сегодняшний день можно говорить о разовых, отдельных «пробах пера». В России (Бутово) на закрытых складских площадках «ПЭК» была апробирована грузовая платформа-беспилотник EVO-1.

 

В США уже протестировали известный грузовик «TuSimple» на перевозке арбузов.

 

А еще в 2015 году громко заявляли о запуске беспилотной фуры «Freightliner Inspiration Truck». Этот автомобиль способен сам разгоняться, держать необходимую скорость, совершать торможение и соблюдать дистанцию  с рядом идущими транспортными средствами. Но вот съехать на обочину, совершить обгон или перестроение в соседнюю полосу – увы.

 

Поэтому до массового использования такой техники пока еще далеко. Вероятно, что складская логистика постепенно будет выходить в город. Как пример, доставка товара без участия водителя. Для таких действий «Renault» представила марку беспилотного шаттла «EZ-Pro», пока ведется его тестирование. В любом случае в ближайшие пять лет его едва ли можно будет встретить на городских дорогах.

 

Вслед за перевозкой грузов производители задумываются и о перевозке пассажиров. Впереди планеты всей здесь Китай и Германия. Еще в 2017 году в г. Шеньчжен началось системное использование беспилотников «Alphaba».

 

Такие автобусы могут распознавать сигнал светофора, перестраиваться в соседний ряд, делать необходимые остановки и тормозить перед иными транспортными средствами/препятствиями. И они уже сегодня доставляют жителей города по разным маршрутам.

В Германии успехи чуть менее скромные.  Пока речь идет только о машинах, ежедневно передвигающихся по заданному, определенному маршруту, а именно городских туристических шаттлах. При этом власти Германии активно поддерживают внедрение беспилотной техники и всячески способствуют ее появлению на улицах немецких городов.

Для многих стран использование беспилотной техники имеет очевидные преимущества. Чего только стоит одна экономия на заработной плате для водителя! Однако нужно помнить, что помимо самих машин, потребуется и определенная инфраструктура, которая сейчас присутствует не везде.

Кроме этого, не готова законодательная база, регулирующая отношения владельца беспилотника и иной стороны в случае, если произойдет непредвиденная ситуация. Поэтому на сегодняшний день сфера автономной техники находится еще на этапе своего постепенного становления.

Ссылка на основную публикацию