«Cummins» и его дизельные двигатели для грузовиков

«Kenworth» (1933 г.)
«Kenworth» (1933 г.)

С 1929 года в США разразился экономический кризис, именуемый «великая депрессия». Это был сложный период для предпринимателей абсолютно всех отраслей экономики и производства. В этот же период «посчастливилось» работать предпринимателю Клесси Камминзу.

Тогда он предпринимал отчаянные попытки развить собственное дело по выпуску дизельных грузовых двигателей. Однако в те годы большее доверие вызывал традиционный бензиновый мотор, и желающих вкладывать свои средства в такой эксперимент никак не находилось. Отказ за отказом получал К. Камминз от тогдашних автопроизводителей.

Но вот с 1933 года удача повернулась к нему лицом. Его «дизели» согласилась взять компания «Kenworth», разместив их на ограниченном числе грузовиков. Это сегодня «Kenworth» является известной маркой грузовых автомобилей, а филиалы этой корпорации можно встретить в Канаде, Австралии, Мексике, а тогда, в 30-е, все только начиналось.

Ведущий инженер «Kenworth», Д. Холмстром, также предложил вариант вертикальной выхлопной трубы, которая располагалась бы позади кабины грузовика. Она помогала направлять выхлопные газы в сторону от пешеходов, поскольку в те года копоть была приличная. В последствие такая выхлопная труба стала отличительным знаком для всех американских грузовиков.

Кл. Камминз и его дизельный «Packard» (1925 г.)
Кл. Камминз и его дизельный «Packard» (1925 г.)

Компания К. Камминза была основана в 1919 году, спустя несколько лет после того, как срок патента Р. Дизеля в Штатах истек. Самые первые двигатели К. Камминза были громоздкими и маломощными. Предполагалось их использовать для дизельных генераторов, агрегатов на судах. Но, благодаря настойчивости автора и регулярному совершенствованию своего детища, дизельные двигатели становятся все более популярными по всей стране.

В 1929 году К. Камминз принял решение поставить свой дизель U-серии на семиместный лимузин «Packard» выпуска 1925 года. Его обширный моторный отсек, и мощная передняя подвеска позволили поставить на него дизельный двигатель, который тогда имел вес в 540 кг.

К. Камминз и «Packard» limousine
К. Камминз и «Packard» limousine

Камминзу удалось добиться увеличения мощности двигателя до 50 «лошадей» и преодолел на лимузине расстояние свыше 1200 км, проехав из штата Индиана до города Нью-Йорк. Его средняя скорость составляла примерно 45 км/час, тогда как для транспорта того времени показатель в 50 км/час был вполне обычным. При движении было использовано дешевое дизельное топливо, стоимость которого была 4 цента/1 галлон.

К. Камминз предполагал, что его лимузин будет особенно интересен на автомобильном салоне в г. Нью-Йорк. Однако так уж получилось, что больший интерес проявила публика с выставки по соседству, а представляла она собой экспозиции для нужд морской промышленности.

План К. Камминза оказался провальным. В последующие несколько лет Камминз активно участвует в рекламных акциях, демонстрирующих возможности дизелей от «Cummins». Все поездки проходили на грузовых автомобилях и автобусах марки компании «Indiana».

«Indiana» с дизельным мотором «Cummins»
«Indiana» с дизельным мотором «Cummins»

Правда, во время такой поездки К. Камминз смог реализовать лишь пару дизелей. И это при том, что установка на грузовик обещалась быть бесплатной. Однако крупные автопроизводители не удостоили вниманием такую возможность.

Более того, за такой рекламный автопробег Камминзом было установлено несколько рекордов, в частности по скоростному режиму и по экономичному расходу топлива в пути. В 1931 г. в городе Индианаполис проходили гонки на автомобилях, где «Cummins» смогла установить рекорд по надежности своего двигателя. Несомненно, это был отличный рекламный ход.

«Cummins Diesel» на гонках «Indy 500 Racers»
«Cummins Diesel» на гонках «Indy 500 Racers»

В это же время Уильям Ирвин, владелец сети продуктовых магазинов «Purity Stores», который одновременно являлся и спонсором «Cummins», дал добро на установку нескольких дизелей серии «Н» на некоторые свои грузовики. На тот момент автопарк «Purity Stores», состоял из машин «White», которым и было суждено опробовать новые дизели.

«Kenworth» with HA-4 Diesel
«Kenworth» with HA-4 Diesel

Пару лет спустя, в 1933 году, автомобилестроительная компания «Kenworth» обратила свое внимание на тогда еще новый, малоизвестный двигатель «Cummins HA-4». Первая модель, вошедшая в серию «Kenworth», была изготовлена по заказу компании «Valley Motor Express».

Мотор «НА-4» — рядный, с 4 цилиндрами, объемом в 4,8 л. Он мог выдавать мощность в сто лошадиных сил и в своем устройстве имел дисковый топливный насос «Cummins». Также была выпущена версия с 6 цилиндрами, ее объем составлял 11 литров.

На тот момент цена дизельного топлива была очень невысокой, поэтому расходы на заправку грузовиков (в сравнении с бензиновыми моторами) существенно сократились. Грянула «дизель» — революция! И экономичные двигатели от «Cummins» становились все более и более популярными.

Kenworth грузовик
«Kenworth» (1933 г.)

К концу 30-х возрастает число логистических направлений между штатами, поездок становится больше и расстояния – все дальше. И покупка «Cummins» как возможности хорошо сэкономить, рассматривается все большим числом автопроизводителей.

Одновременно с этим компания «Kenworth» представляет потребителям кабину с уже встроенным местом отдыха для водителя. Так, спальник плюс знаменитая вертикальная выхлопная труба, стали символом большегрузов из США на много лет вперед.

Kenworth грузовик
«Kenworth» (в 1940-е гг.)
Ссылка на основную публикацию