За годы своего существования «Камский автозавод» выпускал не только серийные модели. Были в его биографии и такие экземпляры, которые не вошли в серию и были собраны в единичных вариантах. Одним из таких тягачей стал «КамАЗ Э 6410». Историю этой модели расскажем ниже.
В 1975 году состоялся переезд Управления главного конструктора в г. Набережные Челны. По приезду было создано художественно-конструкторское бюро, руководителем которого стал Семенов Адольф Григорьевич.
Именно там и закипела работа над будущими тягачами модели «Э 6410». Сотрудникам было выделено небольшое помещение, которое, к слову, было построено самими работниками этого КБ.
Вспоминает Насакина Е. М. (инженер-конструктор 1 категории): «Не хватало всего: времени, рук, опытных разработчиков, средств, помещений». И, тем не менее, даже в этих непростых условиях работа не стояла на месте.
Разрабатывались эскизы, продумывались технические характеристики, свою личную ответственность за новую разработку ощущал каждый сотрудник конструкторского бюро.
Многие часто ставят «КамАЗ Э 6410» в один ряд с «DAF-2800», полагая, что одна модель копирует другую. Однако, сходство между ними, кроме сдвоенных фар, сильно преувеличено.
Также здесь следует упомянуть и скрытую конкуренцию между автозаводами «КамАЗ» и «МАЗ». Несомненно, любое предприятие в Советском Союзе трудилось на благо Родины, однако каждый стремился стать «догнать и перегнать» своих коллег по цеху.
В те годы «мозгом» «КамАЗа» был Барун Владимир Наумович, а со стороны «МАЗа» оборону держал главный конструктор — Высоцкий Михаил Степанович. И не удивительно, что когда «Барун В.Н. замахнулся на проект полноприводного магистральника на односкатной ошиновке «Э 6410», Высоцкий М.С. воспринял это как вызов».
Когда пришло время, и проект рассматривался на техническом совете Министерства автопромышленности, все специалисты единогласно его поддержали, кроме представителя от завода «МАЗ».
Позже он честно сознался в том, что такова была установка от вышестоящего руководства. Ведь на заводе «МАЗ» уже шла разработка аналогичного магистральника, а молодой коллектив «КамАЗа» являлся для них прямым конкурентом.
Как же обстояло дело дальше? В 1978 году был собран прототип «КамАЗ Э 6410». В первую очередь упор был сделан на техническую компоновку, а эстетичный вид кабины отходил на второй план.
Из технических характеристик: обновленный двигатель в 320 л.с., односкатные шины, пневмоподвеска всех осей. К 1983 году всего было создано два варианта грузовиков: шоссейный и внедорожный, которые имели внешние отличия в кабине и резине.
Данные новшества были продиктованы увеличением числа рейсов за пределы Союза, где существовали ограничения по нагрузкам на дорожное покрытие.
По итогу проделанной работы, тягач достойно выдержал все тесты, и комиссия дала добро на его производство, однако в серию «КамАЗ Э 6410» так и не вышел. Зато в 1984 году появился «МАЗ 6422», который многие считают результатом негласной конкуренции «КамАЗа» с «МАЗом».
А что же стало с «КамАЗ Э 6410»? Его полномасштабный выпуск так и не был начат, позже грянула перестройка, Союз распался, а воспоминания об этой модели сохранились лишь в музее «КамАЗа».