Действительно ли нехватка дальнобойщиков столь высока? И насколько водители-международники смогут закрыть потребности российского рынка?
По мнению А.В. Котова, председателя «МПВП» (Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов) перспективы решить проблему лишь своими силами – крайне сомнительны. Отрасль нуждается в государственной поддержке, в частности при подготовке специалистов определенной квалификации.
Известные события, произошедшие в Украине и ряд последовавших санкций сильно подкосили работу грузоперевозчиков, а некоторые компании были вынуждены предоставить персоналу незапланированный отпуск.
Когда возник дефицит водителей
Впервые информация о нехватке водителей-дальнобойщиков начала просачиваться в СМИ 4-5 лет назад. Руководитель департамента развития ТК «Арион», О. Смольянинова поделилась рассказом о том, как ее компания столкнулась с этой проблемой.
А дело было так: в рамках расширения автопарка было закуплено порядка ста грузовиков. «Мы рассчитывали за короткий срок закрыть потребность компании в водителях, однако просчитались и одно время несли существенные убытки» — вспоминает О. Смольянинова.
После этого случая ТК «Арион» решила комплексно подойти к вопросу привлечения персонала. На базе компании был создан аналитический отдел, где отслеживались все вакансии на рынке труда. Число предложений и анкет от соискателей, уровень зарплаты, условия и др.
Таким образом, компания смогла набрать достаточное количество сотрудников. Кроме того, такая информация поможет в будущем держать руку на пульсе, в случае очередного расширения организации. С одной стороны – это работа на опережение, с другой – уже сейчас видны тенденции кадрового голода, что может напрямую повлиять на работу всей отрасли.
За последние три месяца прошлого года автомобильные грузоперевозчики не смогли выполнить свои обязательства перед клиентами на все 100%. Виной тому – нехватка водителей-дальнобойщиков.
И хуже всего то, что и запросов на поиск подобной работы поступает все меньше. Так, по статистике Яндекса интерес к работе водителем грузовика упал на 11%.
Причин тому несколько: во-первых, это возраст водителей. Молодые люди в эту профессию идут неохотно, а средний возраст опытных водителей сегодня составляет 50-55 лет. Во-вторых – финансовая составляющая.
Средний оклад водителя-дальнобойщика зависит от региона и варьируется в рамках 80-90 тыс. рублей. Однако стоит напомнить, что работа эта не из легких : продолжительные поездки и нахождение за рулем, ответственность за груз, а в случае задержки – штрафы. Вот и не стремятся массово в эту профессию.
Тлетворное влияние санкций
С момента введения санкций против России, так или иначе были затронуты все отрасли экономики. Не остался в стороне и рынок труда.
Многие компании были вынуждены сократить число персонала и одномоментно по всей стране высвободилось огромное количество трудоспособных граждан. Люди начали искать любую работу и по этой причине с конца февраля число запросов «водитель-дальнобойщик» возросло на 40%!
Однако, по мнению председателя профсоюза водителей «МПВП», А.В. Котова не следует преждевременно радоваться. Число соискателей возросло, но сколько среди них профессионалов?
«Сейчас многие иностранные производители прекратили сервисное обслуживание своей техники на территории РФ, стоимость запчастей и комплектующих непрерывно растёт. И в этих непростых условиях водитель должен будет справляться с ремонтом грузовика самостоятельно. Сможет ли это сделать новичок без опыта? Едва ли. Кроме того, у нас нет наставников, должной подготовки водителей, как это было в СССР. Система сегодня не работает» — говорит А.В. Котов.
Отдельным вопросом стоит тема профессиональных качеств водителя. Сейчас, при видимом благополучии на рынке труда, на самом деле опытных водителей днем с огнем не найти. Выбор крайне ограничен, поэтому компаниям приходится брать на работу совсем новичков.
В таких условиях растет конкурентная борьба уже между компаниями за лучших водителей-дальнобойщиков. И каждая компания предлагает свои бонусы и корпоративные «плюшки» для того, чтобы привлечь персонал.
С такой позицией согласен и К. Баймухамедов, бизнес-тренер, специализирующийся в отрасли логистики. По его мнению без отличных условий компаниям едва ли удастся привлечь к себе водителей на постоянную работу.
Кроме этого, автопарки, где число грузовиков превышает сотню, вполне могут самостоятельно брать водителей на обучение.
Сегодня в отдельных российских компаниях есть подобные обучающие курсы, но их число невелико. Чаще всего повышение квалификации проходят водители, которые работают с ценными грузами, что в интересах самих грузоперевозчиков.
Но здесь – своя специфика и едва ли каждая компания будет в состоянии готовить водителей за свой счет. Особенно в нынешних условиях режима экономии и постоянно растущих цен.
* * *
Политические и экономические изменения, которые начались в стране с конца февраля 2022 затронули все сферы бизнеса. С какими итогами транспортные компании придут к концу года?
Эксперты пока не дают определенного ответа. Да, временный кадровый голод отступит, но при этом и объем работы станет меньше. Устроит ли такой вариант логистические компании? Едва ли. Остается надеяться на помощь со стороны государства, но как скоро поддержка будет оказана – вопрос риторический.