В 70-е года интенсивность создания ракетного оружия нарастала, и для его перемещения требовались все более новые, модернизированные тягачи. Одним из таких образцов стал «МАЗ 74101 «Оплот».
Его основной конструктивной особенностью стало использование дизеля от «Барнаултрансмаш», мощностью 650 л.с. Кроме того, на «Оплоте» было решено применить гидромеханическую трансмиссию с 4-ступенчатой КП. Допустимая нагрузка на сцепное устройство составляла 23000 кг, тягач мог перемещать полуприцепы до 70000 кг.
В качестве полуприцепов использовали: «МАЗ 796», «МАЗ 5247 Г» и «МАЗ 9990». Они позволяли доставлять в пункт назначения тяжелую бронетехнику, весом до 52000 кг.
Первые опытные экземпляры были изготовлены в 1973 году, их было всего два, а выпуск небольшими партиями производился в течение пяти лет, начиная с 1975 года.
В тягаче предусматривалось две передние стеклопластиковые кабины, в которых могло разместиться до шести человек. Длина всего автопоезда составляла более 21 метра.
Расход топлива в расчете на сто километров пути составлял до 118 литров, тягач оборудован 2 баками, вместимостью 770 литров. Расчетный запас хода, которым обладал тягач, составлял 620 км.
Основное производство тягачей «Оплот» планировалось разместить на «Курганском заводе колесных тягачей», однако сам завод и множество нерешенных вопросов на тот момент оказались не готовы к такому развитию событий. Еще одна сложность возникла с производством двигателей для тягачей в г. Барнаул.
В результате вся работа по сборке «Оплотов» продлилась до середины 80-х гг. Всего было изготовлено 629 экземпляров.