Как действовать автомобильным грузоперевозчикам в текущей ситуации и каких последствий ждать от санкций? На эти и другие вопросы попробует ответить Камиль М. Баймухаметов, консультант транспортных компаний в секторе логистики.
Недавние ограничения со стороны европейских государств и США уже сказываются на сфере грузоперевозок в России. Падение по всем показателям неизбежно, ожидается смена логистических схем, но этому вопросу пока сложно дать оценку с прицелом на будущее.
Сегодня перевозчики стараются объединяться, организуют совместные брифинги для обмена опытом, обсуждают наболевшие вопросы, однако четкого плана, как действовать, нет сегодня ни у одной компании-грузоперевозчика.
Чего ждать от санкций?
Неприятность заключается в том, что многие иностранные компании свернули свое производство и ушли с российского рынка. Следовательно часть потенциальных заказчиков для транспортников уже потеряна. Компании, доставляющие грузы из Европы, сегодня остались без работы. “Те, кто ранее был нацелен на работу с зарубежными партнерами, вынуждены держать курс на внутренний рынок РФ” – говорит К. Баймухаметов.
Кроме того, идет удорожание стоимости самого рейса. Взлетели вверх цены на топливо, ГСМ, расходники и запчасти. Услуги финансовых организаций тоже не стоят на месте: обслуживание лизинга и кредитов также выросло в стоимости.
Заморожены продажи любой грузовой техники иностранного производства. Все, что сегодня еще можно купить, стоит баснословных денег. По слухам, “КАМАЗ” будет испытывать затруднения с отдельными узлами, нет понимания долгосрочных перспектив для кабины К5.
Куда бежать и что делать?
К. Баймухаметов советует для начала проанализировать и суммировать все расходы организации. А уже после убрать то, без чего можно обойтись: дополнительные площади в аренду, часть рекламы, возможно какие-то внутренние затраты и др.
И очень было бы неплохо понимать обстановку среди клиентов. Сегодня сама ситуация обязывает задавать партнерам прямые вопросы об их планах на ближайшее будущее.
Для экспедиторских компаний крайне важен дополнительный источник финансов на случай, если появятся задержки со стороны заказчика. Пробуксовка с оплатой автоматически скажется на перевозчике, который, в свою очередь, расходует львиную долю финансов на топливные ресурсы. А в отсутствии топлива уже точно не будет возможности куда-либо ехать.
Конечно, говорить о полном исчезновении грузовиков в России не приходится. Ушли “европейцы», зато для других стран появилась хорошая возможность занять свободную нишу. Ожидается, что самыми оперативными станут партнеры из Китая.
Конечно, сравнивать европейскую и китайскую технику – некорректно, однако в отсутствие первых, у китайцев есть отличные шансы найти своего потребителя.
В кризисный период очень велика вероятность привлечь к себе в компанию профессионалов. Никто не может сегодня сказать, как долго продлится нынешняя ситуация, но рано или поздно она завершится и дела транспортников пойдут в гору. Вот тут то и пригодятся хорошие водители, опытные логисты и активные продажники.
«Даже в самые трудные времена перевозки не остановятся» – уверен К. Баймухаметов. «Кто-то должен привезти продукты в магазины и лекарства – в аптеки. Да, бывали сложные времена, но мы выжили, справимся и на этот раз».