Еще в далеких 60-х гг. на заводе им. И.А. Лихачева был спроектирован самосвал «КАМАЗ». Предысторией для его появления послужило создание бескапотного «ЗИЛа 169», который собрали в 1965 году.
Именно такой непривычный для московского предприятия опытный образец стал неким стартом для проектирования совершенно нового грузовика. Он предназначался для производства на Камском автозаводе, который тогда еще только строился.
О необходимости спроектировать такую новинку руководство «ЗИЛа» узнало в 1967 году. В то время наиболее опытный инженерно-технический состав был сосредоточен именно на «ЗИЛе», поэтому именно ему предстояло разработать новый образец грузовика.
Параллельно с ним, «ЯМЗ» принялся за работу над новым дизельным двигателем. За основу для нового грузовика было решено взять «ЗИЛ 170 С».
А два года спустя на конкурсной основе были представлены два шасси: Э 5510 и 7Э 641. Их создали на Минском (МАЗ) и Мытищинском заводе (ММЗ). Именно последнему было поручено подготовить самосвалы 7-тонники для прохождения тестовых испытаний.
История появления «КАМАЗ 5510»
По поручению Правительства до конца года требовалось вывести на тестовый режим уже готовые самосвалы. И Мытищинский завод с задачей справился. По итогам работы грузовик был оснащен кузовом в форме ковша со скошенными передним и задним бортами, обеспечен задней разгрузкой.
Посередине платформы разместился гидроцилиндр. Вплоть до конца 1970 г. две машины проходили пробные испытания в рамках завода. В результате один самосвал был передан в Минск, другой – в Мытищи.
На Мытищинском предприятии провели замену самосвальной установки, на уже опробованном шасси, а гидроцилиндр подъема ковша вынесли в переднюю часть кузова.
Так, объем платформы получился 5 куб. м. И при собственном весе в более чем 7 тонн грузовик мог выдерживать нагрузку в семь тонн. На полу кабины разработчики установили рычаг управления платформой. Такой грузовик получил индекс 2Э 5510.
В это время на Минском предприятии было решено поставить на шасси «ЗИЛ» самосвальную установку собственной конструкции. Вся гидравлика грузовика управлялась клавишами с приборной панели.
В 1971 году оба экземпляра проходили тестовые испытания в реальных условиях бездорожья, строительных площадках, дорог с асфальтовым покрытием. Однако платформа, произведенная на «ММЗ» проверку не прошла, и доработка нового грузовика была передана в Минск.
Наличие клавиш на приборной панели позволяли легко управлять подъемом кузова. Кроме этого, интерьер нового самосвала был для своего времени весьма удобным.
К началу 1971 года на заводе «ЗИЛ» представили опытное шасси 2Э 5510, оснащенное дизельным двигателем «ЯМЗ 7401». А в Минске добавили модернизированную самосвальную установку, что уже к концу года позволило говорить о сборке нового шасси третьей очереди с литерой 3Э 5510.
Годом позже на предприятии «ЗИЛ» были изготовлены еще пара шасси с установками 3Э 5510. По завершении всех испытаний последовал запуск в производство.
Вплоть до 1975 года удалось собрать 54 образца «КАМАЗов» в разнообразных вариантах.
Почему 5510 не вышел в серийное производство?
В 70-е гг. завод «КАМАЗ» еще только возводился, это была на самом деле всесоюзная стройка. Но даже несмотря на это, в 1970 году поспешили открыть конструкторский отдел, именуемый как «Управление главного конструктора» (УГК). Одним из первых задач для сотрудников стало изучение документов, поступивших с завода «ЗИЛ».
И тут их ждал большой сюрприз: оказывается, пока в Минске собирали 7-тонник, в г. Кременчуг уже замахнулись на большегруз в 12 тонн. Общим мнением было решено не соревноваться с минчанами, а сосредоточиться на собственном производстве.
Однако такую мысль реализовать было не просто. Сначала идею пришлось доказывать руководству, потом – чиновникам из министерства промышленности и всей страны. Само собой, процесс оказался не молниеносным.
И только после запуска конвейера завода «КАМАЗ», разработчики смогли взяться за проектирование нового 10-тоннника. Дело было в 1976 году. А уже через год 5 машин были готовы к проведению испытаний.
Одновременно с этим с разнообразных предприятий по всей стране на новый завод стали передавать оснастку и инструмент для «КАМАЗа 5510». В итоге, первые грузовики с индексом 5511 появились в 1977 году.
11 октября 1977 года в г. Нефтекамск был торжественно запущен производственный конвейер, где собирались новые 10-тонники. Изготавливались они по технологии «замены», когда сварка заменяла металлическое литье, техническая листовая резина шла на замещение резинового литья и т.д.
Конечно, такие манипуляции давали удорожание производства, однако страна нуждалась в грузовиках. К 1978 году заводу поступил государственный план на изготовление 15000 десятитонных машин. Именно первые несколько лет оказались для завода самыми сложными, однако по прошествии 5 лет нефтекамский завод за год освоил производство 40 тыс. грузовиков.
Также в дополнение статьи предлагаем вашему вниманию небольшое видео о грузовике КАМАЗ-5511.