Почему КАМАЗ-5510 проиграл модели КАМАЗ-5511?

Еще в далеких 60-х гг. на заводе им. И.А. Лихачева был спроектирован самосвал «КАМАЗ». Предысторией для его появления послужило создание бескапотного «ЗИЛа 169», который собрали в 1965 году.

Именно такой непривычный для московского предприятия опытный образец стал неким стартом для проектирования совершенно нового грузовика. Он предназначался для производства на Камском автозаводе, который тогда еще только строился.

ЗИЛ 169
ЗИЛ 169

О необходимости спроектировать такую новинку руководство «ЗИЛа» узнало в 1967 году. В то время наиболее опытный инженерно-технический состав был сосредоточен именно на «ЗИЛе», поэтому именно ему предстояло разработать новый образец грузовика.

Параллельно с ним, «ЯМЗ» принялся за работу над новым дизельным двигателем. За основу для нового грузовика было решено взять «ЗИЛ 170 С».

ЗИЛ 170 С
ЗИЛ 170 С

А два года спустя на конкурсной основе были представлены два шасси: Э 5510 и 7Э 641. Их создали на Минском (МАЗ) и Мытищинском заводе (ММЗ). Именно последнему было поручено подготовить самосвалы 7-тонники для прохождения тестовых испытаний.

«ЗИЛ» на шасси Э 5510
«ЗИЛ» на шасси Э 5510

История появления «КАМАЗ 5510»

По поручению Правительства до конца года требовалось вывести на тестовый режим уже готовые самосвалы. И Мытищинский завод с задачей справился. По итогам работы грузовик был оснащен кузовом в форме ковша со скошенными передним и задним бортами, обеспечен задней разгрузкой.

Посередине платформы разместился гидроцилиндр. Вплоть до конца 1970 г. две машины проходили пробные испытания в рамках завода. В результате один самосвал был передан в Минск, другой – в Мытищи.

На Мытищинском предприятии провели замену самосвальной установки, на уже опробованном шасси, а гидроцилиндр подъема ковша вынесли в переднюю часть кузова.

Так, объем платформы получился 5 куб. м. И при собственном весе в более чем 7 тонн грузовик мог выдерживать нагрузку в семь тонн. На полу кабины разработчики установили рычаг управления платформой. Такой грузовик получил индекс 2Э 5510.

ЗИЛ 2Э 5510
На фото «ЗИЛ-ММЗ 2Э 5510», платформа коробчатого типа

В это время на Минском предприятии было решено поставить на шасси «ЗИЛ» самосвальную установку собственной конструкции. Вся гидравлика грузовика управлялась клавишами с приборной панели.

В 1971 году оба экземпляра проходили тестовые испытания в реальных условиях бездорожья, строительных площадках, дорог с асфальтовым покрытием. Однако платформа, произведенная на «ММЗ»  проверку не прошла, и доработка нового грузовика была передана в Минск.

Приборная панель КАМАЗ

Наличие клавиш на приборной панели позволяли легко управлять подъемом кузова. Кроме этого, интерьер нового самосвала был для своего времени весьма удобным.

К началу 1971 года на заводе «ЗИЛ» представили опытное шасси 2Э 5510, оснащенное дизельным двигателем «ЯМЗ 7401». А в Минске добавили модернизированную самосвальную установку, что уже к концу года позволило говорить о сборке нового шасси третьей очереди с литерой 3Э 5510.

КАМАЗ-3Э-5510
«КАМАЗ 3Э 5510» с платформой (Минск) 3-й опытной серии

Годом позже на предприятии «ЗИЛ» были изготовлены еще пара шасси с установками 3Э 5510. По завершении всех испытаний последовал запуск в производство.

Вплоть до 1975 года удалось собрать 54 образца «КАМАЗов» в разнообразных вариантах.

Почему 5510 не вышел в серийное производство?

В 70-е гг. завод «КАМАЗ» еще только возводился, это была на самом деле всесоюзная стройка. Но даже несмотря на это, в 1970 году поспешили открыть конструкторский отдел, именуемый как «Управление главного конструктора» (УГК). Одним из первых задач для сотрудников стало изучение документов, поступивших с завода «ЗИЛ».

И тут их ждал большой сюрприз: оказывается, пока в Минске собирали 7-тонник, в г. Кременчуг уже замахнулись на большегруз в 12 тонн. Общим мнением было решено не соревноваться с минчанами, а сосредоточиться на собственном производстве.

Magirus
На изготовление «КАМАЗ 5511» разработчиков вдохновил немецкий «Magirus»

Однако такую мысль реализовать было не просто. Сначала идею пришлось доказывать руководству, потом – чиновникам из министерства промышленности и всей страны. Само собой, процесс оказался не молниеносным.

И только после запуска конвейера завода «КАМАЗ», разработчики смогли взяться за проектирование нового 10-тоннника. Дело было в 1976 году. А уже через год 5 машин были готовы к проведению испытаний.

Одновременно с этим с разнообразных предприятий по всей стране на новый завод стали передавать оснастку и инструмент для «КАМАЗа 5510». В итоге, первые грузовики с индексом 5511 появились в 1977 году.

КАМАЗ-5511
КАМАЗ-5511

11 октября 1977 года в г. Нефтекамск был торжественно запущен производственный конвейер, где собирались новые 10-тонники. Изготавливались они по технологии «замены», когда сварка заменяла металлическое литье, техническая листовая резина шла на замещение резинового литья и т.д.

КАМАЗ-5511
КАМАЗ-5511

Конечно, такие манипуляции давали удорожание производства, однако страна нуждалась в грузовиках. К 1978 году заводу поступил государственный план на изготовление 15000  десятитонных машин. Именно первые несколько лет оказались для завода самыми сложными, однако по прошествии 5 лет нефтекамский завод за год освоил производство 40 тыс. грузовиков.

Также в дополнение статьи предлагаем вашему вниманию небольшое видео о грузовике КАМАЗ-5511.

Ссылка на основную публикацию