В 1980-е г. массовое автомобилестроение в Союзе вышло на достаточно стабильный уровень. По данным тех лет СССР занимал 5-ю строчку в мире по производству автотехники. При этом в экономическом плане уже проявлялись черты застойного периода: возникали сложности с запчастями, затягивались конструкторские работы, производство тех же легковых автомобилей уже не росло, а закрепилось примерно на одном показателе ежегодно.
Оснащение военной отрасли в СССР всегда было в приоритете. На армейскую службу поставлялись самые разнообразные грузовики, часто собранные именно с учетом военной специфики. В конце 1980-х в распоряжение Советской Армии поступил самый тяжелый 3-осник во всем Союзе – «МАЗ 6327».
Еще в процессе проектирования к новому грузовику были предъявлены определенные требования: он должен был понимать груз не менее 11000 кг, иметь 3 оси, колесная формула определялась числом 6х6. И вот после нескольких лет труда было собрано пять опытных экземпляров, среди них модель «6316» (бортовой грузовик) и «6425» (седельный тягач).
Для бортового грузовика «6316» был определен турбодизельный мотор «ЯМЗ 8424» с 8 цилиндрами и мощностью в 420 лошадей. Кроме трех осей полноприводный грузовик получил удобную и надежную кабину. Донорство приписывают марке «МАЗ 2422». Для наилучшей проходимости для армейского грузовика поставили шины широкого профиля, а также установили централизованную систему подкачки колес. Межосевой и межколесный дифференциал могут быть заблокированы. Клиренс грузовика составляет 35,5 см.
Тестирование новых машин проводилось в 1988 году. За все время испытаний грузовики смогли накопить 50000 км пробега, самостоятельно преодолели путь из Белоруссии до г. Сургут. Однако все проведенные исследования показали новинку не с самой надежной стороны. Основным требованием от заказчика был обязательный пробег 10 тысяч километров до момента выхода из строя узлов грузовика. На практике получилось пройти лишь 4 тысячи в безаварийном режиме.
Далее, после 22000 километров начал барахлить двигатель, на отдельных экземплярах не выдержала рама, также были задеты и силовые агрегаты с их опорами. Но, что удивительно, предприятию дали добро на производство этой модели, но недостатки все же пришлось оперативно устранить. На все доработки была потрачена еще пара лет и вот, к февралю 1991 года, модель пошла в серию. Только в стране уже назрел острый политический и экономический кризис, который завершился распадом Советского Союза.
Но на предприятии и не думали сдаваться, и с 1993-го года на «Минском автозаводе» была анонсирована сборка «МАЗ 6317», только вот двигатель было решено поставить в 330 лошадей («ЯМЗ 238»). Собирали, конечно, изначально небольшое количество, но производство не останавливали.
Как итог, к 2001 году «МАЗ 6317» был принят на вооружение белорусской армии. Военные очень удачно использовали «МАЗовское» шасси для установки комплекса «Град», а технические характеристики грузовика дали возможность разместить на нем еще 40 дополнительных боевых снарядов. На армейских грузовиках все так же использовался мотор «ЯМЗ 8424».
И сегодня с конвейера белорусского завода сходят новенькие «МАЗ». Модельный ряд с тех времен пополнился новыми модификациями. Как пример: «МАЗ 6517» (лесовоз) и «МАЗ 6417» (самосвал). Пусть это будут не какие-то огромные по количеству партии, однако стабильное заводское производство для любого государства является всегда очень хорошим признаком.