«Простор» для творчества: «МАЗ-5440»

Начиная с 90-х г. уже прошлого века на российских дорогах, а также в большинстве стран СНГ можно было наблюдать разнообразные грузовые автомобили европейского производства. Встречались даже и узнаваемые американские большегрузы.

Сегодня, конечно же, их число значительно поубавилось. Но тогда это было солидной конкуренцией для продукции российских машиностроительных заводов. Осложняла ситуацию и непростая экономическая ситуация, последовавшая сразу вслед за распадом СССР. Очень многие предприятия, к сожалению, канули в Лету.

МАЗ 5440 Простор
МАЗ 5440 Простор

Многие, но только не белорусский автозавод «МАЗ» с филиалом, где производились колесные тягачи (МЗКТ). «МАЗ» не просто пережил тяжелые экономические времена, но и смог отстоять свою самостоятельность, не превращаясь в конвейер для зарубежных машин.

Самой знаменитой моделью тогда стал магистральный грузовик «МАЗ 5440 «Простор». Еще во времена СССР «МАЗ» был одним из любимчиков в среде водителей-дальнобойщиков. Почему спустя только лет «МАЗ» остается востребованным и нужным автомобилем для российских дорог? Узнаем далее.

Как все начиналось

Перестройка потянула за собой не только хаос и развал во многих сферах экономики. Для большинства людей это было время, где еще жила надежда на лучшую жизнь. Казалось, что с ослаблением политического  контроля придут и новые перспективы для производства, особенно для автомобильной промышленности.

Незадолго до краха СССР, во 2-половине 80-х г., на заводе «МАЗ» создается новая линейка магистральных грузовиков с колесной формулой 4х2 и 6х4. Они приходят на замену «МАЗ 6422».

МАЗ 6422
МАЗ 6422

Первое испытание нового пробного варианта «МАЗ 6430» (6х4) стартовало в 1991 г. Однако завершить тестовые запуски в сжатые сроки не удалось. В то время даже на самом деле перспективные проекты откладывались в долгий ящик, либо никак не могли встать на конвейер, как это случилось с «ВАЗ 2110».

МАЗ 6430
МАЗ 6430

Но, несмотря на все препятствия, к 1997 г. были выпущены первые трехосники «МАЗ 6430». На этот же год пришелся выпуск и 2-осных «МАЗ 5440», однако первое время их производство шло небольшими партиями. Для тех лет это была обычная практика, принимая во внимание уровень платежеспособности клиентов, как в Белоруссии, так и в России.

МАЗ-5440
МАЗ-5440

Период 2000-х годов принес большинству предприятий прибыль и стабильность.  И у завода «МАЗ» дела стали налаживаться. Повысилась популярность «МАЗ 6430», число его продаж неуклонно росло. Он был на полшага впереди российских грузовиков и оставался любимым автомобилем для многих водителей.

2008 год для данной модели стал годом обновлений и перемен. После проведенной модернизации ему было присвоено название «Простор». А к 2014 году выпускается «МАЗ 5440 М9».

МАЗ-5440 M9
МАЗ-5440 M9

Благодаря двигателю «Mercedes Benz OM471» (мощность 475 л.с.) грузовик мог соответствовать экологическому классу Евро 6. Кроме того, он обладал многими другими иностранными компонентами, такими как, например,  коробка передач от «Daimler» и др.

Однако, кроме зарубежных запчастей, в грузовике использовались детали, как местного, так и российского производства. Чего стоит один только двигатель от Ярославского завода! Основной, родной мотор, стоявший у истоков создания всех «МАЗов».

Но время идет и вносит свои коррективы. Так в 2021 году представители «МАЗ» подтвердили официальный переход завода на китайские комплектующие (двигатели, коробки передач). Но и свое производство завод старается не забывать, расширяя изготовление агрегатов и узлов.

МАЗ 5440 E8
МАЗ 5440 E8

Конструкция грузовика

«МАЗ-6430/5440 «Простор» не несет в себе какие-то принципиально новые решения. Это стандартная, классическая конструкция для грузовиков подобного плана. Она очень облегчила задачу машиностроителям при установке на «МАЗ» компонентов от европейского производителя. А это, в свою очередь, дало хороший старт для создания на самом деле успешной модели грузовика.

Сборка рамы, агрегатов для «МАЗ 5440 М9» проводилось по аналогии с грузовиками из стран «большой 7-ки». Зависимая передняя подвеска, задняя – на продольных рессорах, есть также в варианте пневматики.

Рулевой механизм, у которого механический редуктор и элементы гидроусилителя идут в компоновке единым блоком, дисковая тормозная система. Также присутствует стояночный тормоз, а также вспомогательная система для остановки грузового автомобиля.

Изначально грузовик получил качественную кабину, но разработчикам показалось этого недостаточно, и в 2014 году был представлен ее обновленный вид. Пневматическая подвеска в сидении водителя, бортовой компьютер, система кондиционирования, электрические стеклоподъёмники и 1-2 спальных места для отдыха.

На сегодняшний день «МАЗ» сориентирован на дизельные моторы от китайского производителя «Weichai». В частности для модели «Простор» предназначен двигатель WP12.430 E50. Он выпускается на территории Белоруссии, но из компонентов и комплектующих с китайской стороны. Его мощность составляет 430 л.с., объемом 11596 куб. см., соответствует экологическому классу Евро 5.

В будущем «МАЗ» планирует выпускать двигатели стандарта Евро 6. Кроме ««Weichai», белорусский завод не отказывается и от российских моторов «ЯМЗ 53603.10.». Он представляет собой дизельный двигатель, мощность которого 328 л.с., объем 6650 куб.см., который соответствует классу Евро 5.

Кроме того, на предприятии «Fast MAZ» (Белоруссия) организован выпуск механических коробок передач в формате партнерства с «Fast Gear» Китайской народной республики. Грузовики «МАЗ-6430/5440 «Простор»» сегодня комплектуются этими коробками в 16 передач. А производство вариантов с европейскими компонентами (в т.ч. и «МАЗ-5440 M9») на сегодняшний день прекращено.

За несколько последних лет укрепилось сотрудничество между государствами Белоруссия и Россия. Особенное значение это взаимодействие приобрело в момент, когда против РФ рядом стран были введены экономические санкции. А в апреле 2022 года было официально анонсировано партнерство заводов «МАЗ и «КАМАЗа».

МАЗ 5440 C9
МАЗ 5440 C9

Удивительная история завода «МАЗ», сумевшего пережить и распад СССР, и кризис 90-х. Будучи успешным еще при Союзе, предприятие не просто смогло остаться на плаву, но и сохранить свою идентичность, выпуская автомобили на основе собственных разработок.

Способность собрать воедино лучшие кадры и передовые разработки, быть актуальными сегодня и много лет назад подтверждает девиз компании: «Покоряя континенты». В настоящее время «МАЗ» уверенно идет вперед, осваивая все новые горизонты. Остается лишь пожелать предприятию удачи и процветания на много лет вперед.

Ссылка на основную публикацию