Подводя итоги 2022 года можно смело сказать, что дорожной отрасли РФ не помешали никакие ограничения в логистике по причине европейских санкций. Грузовые автомобили все так же доставляли товары, но уже по большей части по обновленным (и даже новым) дорогам. И даже частичная мобилизация не смогла существенно повлиять на слаженную работу перевозчиков на магистралях.
А все потому, что данная отрасль весьма самодостаточна и регулярно подкрепляется ускоренной финансовой помощью со стороны государства. Из самых важных нововведений 2022 года — 5-летнее планирование дорожной деятельности, начиная с 2023-го года. На этот период запланировано более двух сотен мероприятий, общий бюджет на такую активность превышает 13 трлн. рублей.
Далее рассмотрим самые важные объекты, на которых было сосредоточено внимание государства на протяжении всего прошлого года.
Участки ключевых магистралей
Еще в прошлом году на трассе «М 12» (Москва – Казань) открылись первые платные участки, они затронули Московскую и Владимирскую области. Также магистраль была продолжена в сторону г. Екатеринбург (часть дороги «Пермь-Екатеринбург», Р 242) и г. Тюмень («Екатеринбург-Тюмень», Р 351). Этой автодороге было решено дать название «Восток».
Таким образом наметился вполне реализуемый план о создании транснациональной магистрали, проходящей от г. Санкт-Петербург до г. Владивосток. Строительство «М 12» сегодня происходит одновременно в нескольких областях. Работами охвачены участки во Владимирской и Нижегородской области, в Подмосковье и Чувашии, в республике Татарстан. Общая протяженность дороги – 800 километров.
Особенно богатым на торжественные открытия стал сезон осень-зима 2022. Сентябрь: открывается участок автодороги от Центральной кольцевой до объезда г. Орехово-Зуево. Октябрь: открыта часть трассы во Владимирской области. Декабрь: очередное открытие и снова во Владимирской области. И получается, что уже сейчас для проезда доступно свыше ста километров. Полноценное движение по «М 12» до г. Казань планируют к открытию на конец 2023 года.
В дальнейших планах – продление трассы еще на восемьсот километров, дорога пройдет по территориям республики Татарстан, Башкирия, Прикамья и Свердловской области. Для этих целей предусмотрены реконструкция и строительство отдельных участков на трассах «Волга» («М7») и «Пермь-Екатеринбург» («Р 242»). Кроме этого, будет построен участок Дюртюли-Ачит, который затрагивает интересы сразу трех регионов.
А в республике Татарстан на магистрали «М7» будет сооружен обход сразу двух городов: Н. Челны и Нижнекамск, для этого через Каму будет проложен мост. Не отстает и Башкирия: в этом регионе планируется обойти сразу 5 сельских поселений.
В процессе организации маршрута до г. Екатеринбург планируется расширять около 138 км дорог, частично проезд уже открыт.
А полноценную трассу в рамках Свердловской области сделают 4-полосной в следующем году. Работы на магистрали «Р 351» позволят протянуть дорогу и до г. Тюмень. На данные работы уже есть подрядчик, первые 40 километров были введены в действие в декабре. Через два года в планах строителей сделать на трассе 4-полосное движение.
В объезд Хабаровска
Летом прошлого года в обход г. Хабаровск была открыта платная скоростная дорога , «пионер» подобных объектов на Дальнем Востоке. Ее длина составляет 27 км, запланированная скорость движения на данном участке – 120 км/час.
При строительстве было сделано 3 мостовых переправы, 5 развязок и 21 путепровод. Финансирование взяло на себя краевое правительство, а также частные партнеры. В роли частного инвестора выступил холдинг-группа «ВИС», при поддержке «Газпромбанка». На строительство было потрачено 46 млрд. рублей.
Реализация такого масштабного проекта собрала вокруг себя более 1500 специалистов и свыше двух сотен технических средств. Асфальтобетонная смесь подбиралась с учетом климата данного региона, здесь впервые был применен литой асфальт (при строительстве мостов и путепроводов). А пунктам оплаты проезда досталось дорожное покрытие, которое используют в аэропорте на взлетной полосе.
Помимо этого, отдельно для новой дороги разрабатывалась система контроля движения на дороге. Дело в том, что в регионе большое число машин с правым рулем, поэтому специально были оборудованы пункты приема оплаты как с левой, так и с правой стороны.
Такая практика для России совершенно новая и нигде ранее по стране так не строили.
Эта магистраль является стратегически важной и соединяет трассы «Амур» (Р 297), «Хабаровск-Находка» (А 375), а также «Уссури» (А 370). Новый транспортный объезд поможет освободить улицы Хабаровска от большегрузов и обеспечит проезд грузовых транзитников за пределами города.
ХМАО-ЮГРА: Строительство переправы через р. Обь
В середине лета прошлого года недалеко от г. Сургут было организовано строительство нового моста через р. Обь. Проект предполагает 4-полосную переправу, общей длиной около 46 км. В общий проект войдут: сам мост (1,7 км), еще 4 переправы малой величины, а также 3 путепровода. Финансовые затраты на проект — около 61 млрд. рублей. В конце прошлого года работы на данном объекте велись в ускоренном темпе.
Новый мост возьмет на себя часть движения, которое сейчас происходит по мосту ранней постройки. Старый мост сегодня испытывает троекратные перегрузки, поэтому новое искусственное сооружение поможет значительно улучшить существующую транспортную ситуацию. Более доступными станут крупнейшие в мире районы добычи углеводорода, у региона появится дополнительная связь с Уральским регионом.
Объезд г. Калуга
Осенью торжественно был открыт обьезд г. Калуга на участке Анненки-Жерело. Это строительство явилось завершающим для Калужской кольцевой автодороги. Протяженность Северного обхода около 21,7 километров. Трасса, рассчитанная на движение со скоростью 120 км/час, имеет 4 полосы. За время работ построено 3 моста, 4 транспортные развязки и 7 путепроводов.
Самым значимым путепроводом стал переезд через Московскую железную дорогу и р. Каменку. Строительство, начавшееся в 2020 году продлилось 2 года, его стоимость составила 14,7 млрд. рублей. Его главное преимущество – обеспечение оперативной связи центра с пригородом. И если ранее на дорогу уходило до полутора часов, то сегодня до ближайших с Калугой населенных пунктов можно будет добраться за полчаса.
Теперь транзитному транспорту нет необходимости заезжать в город, улучшится дорожная и экологическая ситуация в Калуге, развивается инфраструктура пригородных территорий.
Середина октября 2022 г. Ознаменовалась открытием участка трассы «А 181» («Скандинавия») на отметке 80 — 100 километров. Были реконструированы 3 развязки, построено два перехода для пешеходов. Также реконструкция охватила и мост через р. Великая.
А одна развязка считается даже уникальной для Ленобласти: она представляет собой ромб и два кольцевых пересечения с 4 съездами. Такая конфигурация дает высокую скорость движения, при этом безопасность тут на высоком уровне. При реконструкции были ликвидированы левые повороты, встречные потоки машин отделены друг от друга бетонным ограждением, установлена новая система освещения, а число полос было увеличено с 2 до 6.
Дорога соединяет культурную столицу с портами Выборг и Приморск, что делает ее значимой для всего Северо-Западного ФО. По новой дороге теперь можно быстрее добраться до ближайших коттеджных поселков и популярного туристического Выборга.
Объезд г. Анапа
Декабрь 2022 порадовал жителей Анапы открытием Северного обхода, построенного на отрезке 47-52-й километр дороги «А 290» (« Новороссийск-Керчь). Трасса проходит в обход густонаселенных районов, с южной стороны она входит в «А 290-ю» автодорогу, а на севере – с продолжением «А 290» на отрезках: 52-73-й км и 73-100-й км.
Обход оборудовали 4-полосной проезжей частью, построили 5 мостов, путепроводы, транспортные развязки. Такое масштабное строительство поможет решить вопрос пробок на дороге во время курортного сезона, уберет транзитный транспорт с улиц города. Кроме этого, сформируется единый маршрут, который соединит трассу «Дон» («М 4») с переездом через Керченский пролив и Крымом.
Обход также был включен в транспортный коридор «Север-Юг», который обеспечивает оперативность грузоперевозкам, транспортную доступность морских портов и ближайших населенных пунктов.
Иркутская область и новый участок на «Р 255» («Сибирь»)
В конце сентября 2022 г. на трассе «Сибирь» был открыт новый 14-километровый участок дороги. Он проходит в обход поселков Тулюшка и Трактовая. Дорожные работы на отрезке 1524-38 км помогли перевести этот участок во 2-ю техническую категорию, возвести мост через р. Или, построить кольцевую развязку.
Строительство путепровода через Восточно-Сибирскую ж/д, нанесение разметки и обновленное освещение трассы повысили безопасность дорожного движения. Также была обустроена площадка-стоянка для автомобилей и 4 остановки общественного транспорта.
Это увеличило пропускную способность дороги, транзитный транспорт теперь не пересекал населенные пункты, а путевое время от г. Иркутск до г. Красноярск уменьшилось на целый час.
Архангельский мост в Вологодской области
В августе 2022 г. в г. Череповец состоялось открытие вантового моста через реку Шексна. Переправа была построена со значительным опережением графика и запущена в работу ранее плановой даты. Со всеми подходами протяжённость всего сооружения составила 8.8 км.
Для Вологодской области это самая протяженная мостовая переправа. Примечательная черта моста – его пилоны со стальными тросами, издали напоминающими арфу. Общая стоимость проекта составила 19.6 млрд. рублей. Мост стал завершающим акцентом в организации транспортного кольца, обеспечил многих сотрудников быстрой доставкой к своим рабочим местам.
Он поможет укрепить региональные связи с соседними областями и даст возможность для расширения логистических и транспортных направлений в сторону южных регионов России.
Объезд г. Тверь и трасса «М 11» («Нева»)
С лета прошлого года Тверская область занята строительством Северного обхода г. Тверь, с помощью которого скоростная дорога соединит столицу и г. Санкт-Петербург. Объект строится на участке 148 — 209-й километр, общая стоимость работ оценивается почти в 70 миллиардов рублей. Его длина составит 62.4 километра.
Дорога будет оборудована 4 развязками, 4-полосным дорожным полотном, площадками для отдыха и пунктами взимания платы за проезд. Также в проекте – строительство моста через р. Волгу (739 м) и р. Тверцу (200 м), а вблизи населенных пунктов, где пройдёт трасса, будут установлены шумозащитные экраны.
Первая часть готовой трассы планируется к открытию в декабре 2023 года, а уже последующий этап строительства будет завершен к осени 2024-го года. Обход призван создать благоприятную почву для дальнейшего развития инфраструктуры Твери, слаженное автомобильное сообщение через север и восток Тверской области. Открытие данного участка сократит время движения между столицами до 5.5 часов.
Мост из России в Китай
Уходящий 2022 год запомнился также открытием грандиозного проекта, речь идет о строительстве моста через р. Амур, который соединил г. Благовещенск (Россия) и г. Хэйхе (Китай). На самом деле строительство этой переправы завершилось еще в 2019-м году, однако по причине коронавирусных ограничений мост долго не могли открыть. Однако теперь, уже с лета прошлого года на нем было запущено движение грузовиков.
Финансирование строительства моста было организовано следующим образом: создано совместное, двустороннее российско-китайское предприятие, где с одной стороны выступило Правительство Амурской области, а с другой – китайские представители.
Строительные работы шли одновременно как со стороны России, так и со стороны Китая, протяженность моста составила 1284 метра, а учитывая все построенные подъездные пути общая длина доходит до 19.4 км.
Открытие такого стратегически важного объекта значительно сократит затраты на грузоперевозки, а также укрепит российско-китайское экономическое сотрудничество.