Вы уже писали ранее о новом грузовике БАЗ в нашей статье: Седельный тягач БАЗ S36A11: характеристики и обзор. Дополняем информацию новым и очень интересным обзором российской новинки.
Европейцы, так увлеченные своим автопромом, всегда ценили собственные марки грузовиков и ставили их на ступень выше иных производителей. И действительно, другим заводам есть чему поучиться у западных коллег.
Вот и на Обуховском заводе (холдинг «Алмаз Антей») собрались с силами и уже проводят тестовую обкатку прототипов грузовика БАЗ. К 2024 году запланирован выпуск 8 экземпляров, их будут испытывать на базе НАМИ. В дальнейшем предприятие планирует выйти на объем одна-две тысячи грузовиков в год. К слову, сборочный цех займет бывшую площадку Toyota (г. Санкт-Петербург).
Одним из первых испытателей отечественного тягача БАЗ стала весьма именитая персона в мире автоспорта – Илона Накутис. На сегодняшний день за ее плечами порядка тридцати лет, связанных с автомобилями. Она получила звание мастера спорта по авторалли, высшую категорию в тренерской работе, стала чемпионкой РФ в 2007 году. И именно она решила проверить, что это за новый зверь – грузовик БАЗ.
Помимо Илоны Накутис в момент тестирования машины в кабине находился также Иван Петряшин, занимающий должность главного инженера, а также любопытный журналист местной газеты с оператором.
Как только все заняли свои места, Илона начала с регулировки своего кресла. И тут выявилось первое неудобство: пульт для нужных настроек располагался под сидением по левую сторону кресла. И чтобы им воспользоваться, пришлось открывать дверь. Но, говорят, разработчики уже в курсе данного момента и уже прорабатывают пути его решения.
И вот, торжественный запуск мотора. Илона, немного покрутив руль, резюмирует: Руль довольно легкий, да, люфт присутствует, но и работа гидроусилителя ощущается неплохо. Включение первой передачи прошло ровно, а вот со второй уже помогал главный инженер. Он же посоветовал сразу набирать скорость и включать 3-ю передачу.
Но и с третьей передачей дружба сложилась не сразу. Такая ситуация, конечно, главного инженера не вдохновила, однако позже он объяснил ее так: «Возможно, в кабине был перегруз: нас разместилось здесь слишком много, вот коробка и стала капризничать».
С другой стороны, бывают же крупные водители с напарниками, и их общий весь будет примерно таким же. В какой-то момент даже главный пилот посетовала, что, вероятно, ей не хватает силы. Однако Иван Петряшин напомнил, что образец этот – экспериментальный и его задача именно выявление всех недостатков грузовика.
Немного погодя, освоившись с передачами, Илона комментирует: «Машина легкая, но подруливать иногда нужно».
Во время движения Илона также проверяет тормоза, отмечая, что они довольно чувствительные. Еще немаловажный момент: не хватает площадки для левой ноги. Это связано с высоким расположением двигателя и уже сегодня разработчики прорабатывают варианты для его более низкого размещения.
Иван Петряхин: «Скорее всего, водителя и пассажира будем смещать ближе к центру, так должно получиться опустить мотор ниже».
Все испытания нового грузовика проходят на заводской площадке. Очередной поворот и вновь о себе напоминает капризная вторая передача. Главный инженер резонно замечает, что лучше сразу переходить на 3-ю передачу. Тем временем коллеги-журналисты тщательно фиксируют каждый момент проходящего испытания.
Мощный 6-рядник, все ровно и легко работает. Правда в рулевом управлении чувствуется движение, но синхронизацию гидроусилителей видимо еще предстоит доработать — сообщает водитель. А Иван добавляет, что общую систему брали с военных грузовиков, но с учетом нынешних реалий и запросов. Самый первый образец и служит для того, чтобы проверить все системы, компоненты, узлы. И устранить те недочеты, которые уже получилось выявить.
Так, например, при очередном маневре не удалось испытать задний ход, снова коробка показывает свой характер. «Доработаем» — лаконично замечает главный инженер. Когда грузовик накатывал уже второй круг по заводской территории, дело пошло гораздо лучше. В целом общее впечатление от грузовика – положительное. «Очень здорово осознавать, что это наша разработка, я очень довольна» — подводит итог Илона.
Грузовик БАЗ — детище Обуховского завода, начиная с задумки и до момента реализации идеи, прошло 1,5 года. Опытом поделился Брянский завод, специализация которого – военные негабаритные грузовики. Иван Петряшин рассказывает, что пришлось уменьшать мосты, чтобы грузовик стал пригоден для общественных дорог.
У грузовика БАЗ есть ряд положительных моментов: в первую очередь он может поднимать 36000 кг при том, что сам весит 13000 кг.
Также свыше 90% комплектующих – нашего производства: независимая подвеска, дизель (11 л.) от Ярославского завода, мощностью 422 лошадей.
К слову, подобные двигатели можно встретить на Урале и МАЗе, на холостом ходу расход топлива составляет 4 л./час. От этого же завода — 9-ступенчатая КП и пневмогидравлический усилитель привода сцепления (ПГУ). А предприятие ЗМТ (Завод механических трансмиссий) поделилось с новичком раздаточной коробкой. Обычно на похожих грузовых автомобилях нагрузка на задний мост идет больше, чем на передний. В случае с БАЗ оба моста одинаково могут брать до 12000 кг, что положительно влияет на управляемость машины.
Еще одна особенность это стальной каркас кабины в трех вариациях и рама, созданные фактически с нуля. Кабина в первом варианте на самом деле высокая: 3,5 метра! Свобода движения обеспечена каждому водителю. Второй вариант – чуть ниже, 2,7 метра, но уже без спального места. А также кабина, отделенная от двигателя в отдельный объем. Двигатель при этом располагается позади кабины, что обеспечивает безопасность при размещении крановых стрел.
Производители БАЗа сообщают, что, в случае необходимости, поставить зарубежные комплектующие на грузовик не составит труда. Это на тот случай, когда мировая экономическая ситуация, наконец, стабилизируется. Конструкционные особенности машины позволяют установить иную КП, мотор, более вместительный бак для топлива (до 900 л.). Для тех заказчиков, кому не актуальны пружинные подвески, на заводе разрабатывается рессорный вариант.
Иван Петряшин: «По нашему мнению БАЗ станет довольно популярным в строительной сфере. Также машина рассчитана на работу в условиях плохих дорог, холодного климата, поэтому недостатка в заказчиках у завода нет». Основной портфель заявок уже сформирован. Но есть один важный момент: на сегодняшний день БАЗ собран только в виде тестового образца, на котором проводятся все необходимые испытания. В ходе проверки все выявленные недочеты будут устраняться. А вот как сложится судьба у БАЗ далее – время покажет.